Дифференцированные образовательные программы в парадигме непрерывного профессионального образования
РезюмеОбеспечения эффективной реализации программ модернизации здравоохранения Российской Федерации невозможно добиться без создания современного кадрового потенциала отрасли. На смену устаревшим формам и методам дополнительного профессионального образования призвана прийти концепция непрерывного профессионального развития специалистов. Проблемы реализации системы непрерывного профессионального образования в здравоохранении обсуждаются в данной статье.
Ключевые слова:непрерывное профессиональное развитие, непрерывное профессиональное образование, образовательные программы дополнительного профессионального образования, профессиональные медицинские сообщества
Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2013. № 2. С. 83-90
Концепция непрерывного профессионального развития (НПР), непрерывного профессионального образования (НПО) иликонцепция профессионального совершенствования в течение всей жизни человека (life-long learning - LLL) давно получилаширокое международное признание и развитие практически во всех сферах человеческой деятельности. Однако в практике российского здравоохранения она делает первые шаги. Непрерывное медицинское образование (НМО) приходит на смену традиционным схемам и формам профессионального образования, которые во многом устарели, были неэффективны, формальны и, безусловно, требовали модернизации и переосмысления.
НМО - образование медицинских и фармацевтических работников, которое начинается после получения специальности и продолжается непрерывно в течение всей жизни. В терминах существующей нормативно-правовой базы - это дополнительное профессиональное образование (ДПО), оно осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и переподготовки.
В соответствии с федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", ДПО направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [1].
Система профессионального образования должна создавать условия для непрерывного образования через реализацию основных и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.
При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования необходимо учитывать положения соответствующих профессиональных стандартов, которые также находятся в процессе формирования. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать не только профессиональные стандарты, но и квалификационные требования, указанные в специализированных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, либо утвержденные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе [4].
Программы повышения квалификации должны быть направлены на совершенствование имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации медицинского работника.
Реализация программ по модернизации здравоохранения Российской Федерации невозможна без формирования современных профессиональных компетенций у врачей всех уровней оказания медицинской помощи. По мнению министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой, начало реализации модернизационных процессов в здравоохранении показывает, что в настоящее время сложилась острая нехватка квалифицированных специалистов. В связи с этим подготовка таких специалистов сегодня становится ключевым фактором успеха программ модернизации [13].
Главные направления развития здравоохранения определены "Планом деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013-2018 годы" [5], который разработан на основании поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 18 мая 2013 г. № Пр-1132. Цели Плана министерства здравоохранения (МЗ) определены на основании целевых индикаторов, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №№ 597-606 [2].
План МЗ содержит важнейшие направления развития системы здравоохранения и включает 6 целей.
1. Обеспечение достижения показателей здоровья населения в Российской Федерации, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 г. № 598 и 606, в том числе снижения смертности от болезней системы кровообращения, новообразований, туберкулеза, дорожно-транспортных происшествий, снижение младенческой и материнской смертности, повышение к 2018 г. суммарного коэффициента рождаемости до 1,753 и увеличение к этому году ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет.
В направлении деятельности, касающемся профилактики инфекционных заболеваний, ключевыми событиями названы:
- обеспечение бесплатной иммунизацией не менее 95% населения против дифтерии, кори, краснухи, эпидемического паротита и острого вирусного гепатита В в установленные сроки;
- расширение национального календаря профилактических прививок (введение иммунизации против ветряной оспы).
2. Повышение эффективности системы оказания медицинской помощи на основе оптимизации деятельности медицинских организаций и медицинских работников; в том числе повышение заработной платы медицинских работников.
3. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными специалистами.
4. Инновационное развитие здравоохранения.
5. Информатизация здравоохранения.
6. Обеспечение публичной открытости Плана деятельности МЗ РФ и актуальной информации о фактических результатах его выполнения.
Цели Плана соответствуют задачам, определенным Основными направлениями деятельности правительства Российской Федерации на период до 2018 г. и программным документам в сфере здравоохранения:
- госпрограмме "Развитие здравоохранения";
- плану мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения";
- стратегии развития медицинской науки в России на период до 2025 г.;
- основам государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г.;
- комплексу мер по обеспечению системы здравоохранения России медицинскими кадрами до 2018 г.;
Публичное обсуждение хода исполнения и результатов мероприятий Плана МЗ планируется осуществлять с участием координационных и экспертных советов, созданных при Минздраве России, а также в рамках работы Научного совета Минздрава России и Совета общественных организаций по защите прав пациентов, в состав которого входят руководители 25 общественных организаций и благотворительных фондов.
Цели, направления деятельности и ключевые события Плана МЗ направлены на обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, а также передовым достижениям медицинской науки, что окажет влияние на повышение качества жизни населения Российской Федерации. Таким образом, проблема подготовки высококвалифицированных специалистов определена как основополагающая в процессах модернизации здравоохранения. Одним из основных направлений модернизации здравоохранения является оптимизация организации оказания медицинской помощи населению. Современные виды и формы оказания медицинской помощи должны формироваться с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, которые в свою очередь должны определять образовательные программы непрерывного профессионального образования.
Одним из основополагающих документов, определяющих базовые подходы к организации и оказанию медицинской помощи населению, является "Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг." [6] (далее - Программа), которая устанавливает:
- перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи;
- перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно;
- категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно;
- средние нормативы объема медицинской помощи;
- средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
- средние подушевые нормативы финансирования;
- порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты;
- требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
В рамках Программы бесплатно предоставляются следующие виды медицинской помощи:
- первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
- специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
- скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
- паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. ПМСП оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами). Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачамиспециалистами и является специализированной и высокотехнологичной.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым МЗ РФ.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
В Программе определены и формы оказания медицинской помощи:
- экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
- неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
- плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Средние нормативы объема медицинской помощи по ее видам в целом по Программе рассчитываются в единицах объема на 1 жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования - на 1 застра-хованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой.
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют: в 2013 г. - 9032,5 руб., в 2014 г. - 10 294,4 руб., в 2015 г. - 12 096,7 руб., в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2013 г. - 5942,5 руб., в 2014 г. - 6962,5 руб., в 2015 г. - 8481,5 руб.
При реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования применяются следующие способы оплаты медицинской помощи:
- при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях:
- по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай);
- за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай);
- по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях;
- при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях:
- за законченный случай лечения заболевания;
- за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний);
- при оплате медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара, - за законченный случай лечения заболевания;
- при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации):
- по подушевому нормативу финансирования;
- за вызов скорой медицинской помощи;
- по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2012 г. № 69н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях", Приказом Минздравсоцразвития РФ "Порядок оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями" от 05.05.2012 № 521н и Информационным письмом МЗ РФ № 13-2/10/2-2950 от 24.04.2013 [7-9] медицинская помощь больным инфекционными заболеваниями осуществляется в виде скорой, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях.
Больным инфекционными заболеваниями оказывается скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская помощь фельдшерскими выездными бригадами, врачебными выездными бригадами и специализированными выездными бригадами скорой медицинской помощи, и включает мероприятия по устранению угрожающих жизни состояний с последующей медицинской эвакуацией в медицинскую организацию, где пациентам оказывается стационарная медицинская помощь.
Больным инфекционными заболеваниями, не представляющим опасность для окружающих, легкой степени или при подозрении на такие заболевания медицинская помощь оказывается в виде ПМСП в амбулаторных условиях врачами-терапевтами, врачами-терапевтамиучастковыми, врачами общей практики и врачами-специалистами, которые проводят комплекс лечебно-диагностических мероприятий, в том числе направленных на установление возбудителя инфекционных заболеваний и проведение первичных противоэпидемических мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками медицинской организации.
Специализированная помощь больным инфекционными заболеваниями оказывается в медицинских организациях или их структурных подразделениях, в том числе в инфекционных больницах и инфекционных отделениях многопрофильных больниц.
Оказание медицинской помощи в стационарных условиях больным инфекционными заболеваниями осуществляется по медицинским показаниям - в случаях тяжелого и среднетяжелого течения инфекционного заболевания, отсутствия возможности установить диагноз в амбулаторных условиях, наличия необходимости проведения дополнительных лабораторных и инструментальных методов исследования для проведения дифференциальной диагностики, отсутствия клинического эффекта от проводимой терапии в амбулаторных условиях, а также по эпидемиологическим показаниям в соответствии с действующим санитарным законодательством.
Лечение больных инфекционными заболеваниями в условиях стационара осуществляется по направлению врача терапевта, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача скорой медицинской помощи, врача-инфекциониста, врачей-специалистов, выявивших инфекционное заболевание.
Медицинская помощь больным инфекционными заболеваниями с жизнеугрожающими острыми состояниями, в том числе с инфекционно-токсическим, гиповолемическим шоком, отеком/набуханием головного мозга, острыми почечной и печеночной недостаточностями, острыми сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточностью оказывается:
- вне медицинской организации - бригадами (в том числе реанимационными) скорой медицинской помощи;
- в стационарных условиях - в боксах, палатах (блоках) интенсивной терапии, реанимационных отделениях многопрофильной больницы, а также в палатах (блоках) интенсивной терапии, реанимационных отделениях инфекционной больницы с соблюдением установленных санитарно-противоэпидемических норм. Оказание медицинской помощи больным инфекционными заболеваниями в сочетании с заболеваниями других органов осуществляется с учетом рекомендаций врачей-специалистов соответствующего профиля (врачей акушеров-гинекологов, врачей-урологов, врачей-офтальмологов, врачей-колопроктологов, врачей-гастроэнтерологов, врачей-хирургов, иных врачей-специалистов). Оказание медицинской помощи беременным, больным инфекционными заболеваниями, осуществляется с учетом рекомендаций врача акушера-гинеколога в обсервационных отделениях родильных домов или в стационарах медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным инфекционными заболеваниями.
Диспансерное наблюдение и лечение больных, перенесших инфекционные заболевания, а также лечение больных инфекционными заболеваниями в стадии реконвалесценции осуществляется в отделении (кабинете) инфекционных заболеваний медицинской организации, оказывающей ПМСП, или ее структурных подразделениях и структурных подразделениях инфекционных больниц, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.
К основным функциям отделения (кабинета) инфекционных заболеваний медицинской организации относятся:
- оказание медицинской помощи больным острыми и хроническими инфекционными и паразитарными заболеваниями;
- профилактика распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
- ведение эпидемиологического мониторинга инфекционной и паразитарной заболеваемости;
- ведение учетной и отчетной документации, предоставление в установленном порядке отчетов о деятельности;
- консультативная помощь медицинским работникам, оказывающим ПМСП, в выявлении инфекционной патологии у больных с подозрениями на инфекционное и паразитарное заболевание;
- организация проведения дополнительных исследований у больных инфекционными заболеваниями, включая лабораторные, инструментальные и иные методы;
- лечение больных инфекционными и паразитарными заболеваниями, которые по медицинским и эпидемическим показаниям не подлежат лечению в стационарных условиях, в том числе реконвалесцентов после выписки из стационара;
- направление больных, подлежащих стационарному лечению по медицинским и эпидемиологическим показаниям, а также носителей возбудителей инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям в медицинские организации для оказания медицинской помощи в стационарных условиях;
- патронаж больных, а также перенесших острое инфекционное заболевание или страдающих хроническим инфекционным заболеванием при наличии медицинских и (или) эпидемиологических показаний;
- диспансерное наблюдение за лицами, перенесшими острые инфекционные заболевания или страдающими хроническими заболеваниями, в том числе хроническими гепатитами B, C, D, ВИЧ-инфекцией;
- участие в разработке комплексных планов мероприятий по борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями и мониторинг их выполнения;
- участие в работе дневного стационара;
- осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;
- учет больных инфекционными заболеваниями, бактерионосителей, вирусоносителей, паразитоносителей на основании регистрации;
- анализ динамики инфекционной заболеваемости и смертности на территории обслуживания;
- проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекционного заболевания, в том числе сбор эпидемиологического анамнеза, проведение вакцинации, экстренной профилактики лицам, находившимся в контакте с больным, в том числе в период инкубационного периода (контактные лица);
- организация и проведение медицинского наблюдения за контактными лицами в очаге инфекционного заболевания;
- осуществление санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.
В соответствие с Приказом, инфекционная больница является медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь больным инфекционными заболеваниями, и осуществляет следующие функции:
- оказание специализированной медицинской помощи в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи;
- проведение мероприятий по повышению квалификации медицинского персонала инфекционной больницы и иных медицинских организаций;
- организационно-методическое руководство отделениями (кабинетами) инфекционных болезней поликлиник;
- анализ медицинской деятельности, изучение причин летальных исходов и отдельных результатов лечения инфекционных и паразитарных заболеваний;
- организационно-методическая помощь кабинетам инфекционных заболеваний по вопросам диагностики, лечения и профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний и иммунопрофилактики;
- своевременное предоставление в установленном порядке сведений о регистрируемой инфекционной заболеваемости, возникновении или выявлении случаев внутрибольничной инфекции, поздней госпитализации больного и иных сведений.
Утвержденные порядки оказания медицинской помощи должны лечь в основу разработки новых образовательных программ в системе НМО. Для решения одной из самых актуальных задач российского здравоохранения - повышения качества медицинской помощи и квалификации медицинских кадров - 18 февраля 2013 г. был создан Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. Совет возглавили заместитель министра здравоохранения И.Н. Каграманян и Президент Национальной медицинской палаты Л.М. Рошаль. В составе Совета более 40 членов: руководители профессиональных медицинских обществ по специальностям, представители Минздрава России, ведущие специалисты в области отечественной медицинской науки и образования. Среди них А.А. Баранов, Е.И. Гусев, И.Н. Денисов, Г.П. Котельников, И.В. Маев, Л.К. Мошетова, А.А. Свистунов, А.Г. Чучалин, Н.Д. Ющук и др. [10].
В настоящее время Координационным советом подготовлен проект Концепции развития непрерывного медицинского образования в РФ во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 [2], в котором поставлена задача разработки современной программы повышения квалификации и оценки уровня знаний медицинских работников, и в целях реализации положений Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (№ 323 от 21 ноября 2011 г.) [3]. В этом законе установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию (ст. 73) и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком установленным Минздравом РФ (ст. 69). Под аккредитацией понимается разрешительная процедура для продолжения практической деятельности по определенной специальности. При этом в ст. 76 обсуждаемого закона написано, что профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке программ повышения квалификации.
В законе предусмотрены следующие нормы в части дополнительного профессионального образования, т.е. образования после получения специальности по программам повышения квалификации (далее Программа).
Содержание, сроки и длительность обучения по Программам устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с типовой программой (ст. 81). Эта типовая программа утверждается МЗ РФ и должна учитывать требования профессиональных стандартов и квалификационные требования к специалистам. С учетом положений ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" (ст. 73) профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке таких типовых программ.
Обучение может осуществляться посредством освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, прохождения практик, а также посредством сетевых форм обучения, в порядке, установленном образовательной Программой и (или) договором об образовании, в том числе поэтапно (ст. 81).
Сетевой принцип реализации образовательных программ подразумевает совместное участие организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций (ст. 15). Другими словами, в Программе могут быть предусмотрены самые различные образовательные мероприятия и (или) виды учебной деятельности (конференции, семинары, симуляционное и электронное обучение и др.); они могут предоставляться не только образовательными организациями.
В организации учебного процесса может быть предусмотрена кредитно-модульная система (ст.14). Это означает, что оценка трудоемкости учебной нагрузки по всем видам учебной деятельности (образовательным мероприятиям), может учитываться в зачетных единицах (кредитах).
В обучении при всех формах могут использоваться дистанционные образовательные технологии и электронное обучение (ст. 16). Причем соотношение между дистанционными и аудиторными занятиями устанавливается Программой.
Контроль качества обучения могут осуществлять объединения профессиональных организаций (ассоциаций) и работодателей путем проведения профессионально-общественной аккредитации программ и видов учебной деятельности (ст. 100).
Дополнительными предпосылками к развитию НМО являются:
- готовность Национальной медицинской палаты (НМП) и многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации;
- наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности (компьютеры, выход в Интернет);
- наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для реализации "образовательной среды".
Принцип гармонизации требований к квалификации медицинских специалистов в РФ с требованиями в развитых странах достигается путем активного взаимодействия и обмена опытом с организациями, отвечающими за разработку и соблюдение требований к программам обязательного последипломного образования (ординатуре) и повышения квалификации (непрерывного медицинского образования - Continuous Medical Education, CME) в странах ЕС и США. Среди них: Европейский совет медицинских специалистов (UEMS), Американская медицинская ассоциация (AMA), Федерация государственного медицинского совета (FSMB) и др. А также путем проведения ежегодных международных конференций, стажировок профессорскопреподавательского состава вузов и специалистов профессиональных медицинских организаций за рубежом. Комплексное обучение врачей должно касаться не только профессиональных, но и управленческих, экономических, коммуникативных знаний и умений. Особый акцент в образовании должен быть сделан на этических принципах взаимоотношения медицинских работников и пациентов. Для этого необходимо провести ревизию типовых программ повышения квалификации на предмет включения соответствующих разделов.
Обязательным будет персонифицированный учет и ежегодный контроль знаний и практических умений специалистов (ежегодная и итоговая аттестация 1 раз в 5 лет). Оценка трудоемкости учебной нагрузки будет производиться в форме кредитов или зачетных единиц. При этом ежегодно каждый работник должен накопить не менее 50 кредитов, а за 5 лет - 250 кредитов.
Персонифицированный учет может быть осуществлен путем внедрения электронных программ ("образовательной среды"), которая позволяет самим работникам вести учет своей учебной активности и итогов ежегодной аттестации, а руководителям медицинских учреждений и профессиональных медицинских организаций иметь постоянный доступ к этим данным.
Использование инновационных образовательных технологий (электронных, дистанционных, телекоммуникационных, симуляционных) позволит осуществить современное учебно-методическое сопровождение процесса обучения. Для реализации этого принципа необходимо, чтобы профессиональные медицинские организации по специальностям подготовили (обновили) современные комплекты обучающих материалов: национальные руководства, тестовые вопросы и разборы клинических ситуаций для проведения ежегодной и итоговой аттестации, модули по наиболее актуальным темам для дистанционного обучения работников, образовательные периодические издания, не реже 1 раза в 2 года обновляли клинические рекомендации (протоколы) по специальностям. Дистанционные технологии позволят проводить обучение без отрыва от рабочего места, осуществить интерактивное взаимодействие педагога и специалиста, обеспечить для работника удобную форму представления информации.
Обязательным должен быть контроль качества программ и видов учебной деятельности (мероприятий) на соответствие установленным требованиям. Этот принцип реализуется путем создания системы общественнопрофессиональной аккредитации программ и образовательных мероприятий для повышения квалификации. Для этого предлагается поручить комиссии при Национальной медицинской палате оценивать программы и виды обучения на соответствие установленным требованиям (требования устанавливает Координационный совет при МЗ РФ). Для достижения высокой мотивации медицинских и фармацевтических работников к прохождению программ повышения квалификации предлагается учитывать результаты обучения программам повышения квалификации при прохождении работниками аттестации, аккредитации (1 раз в 5 лет), при оплате труда и при найме их на работу. Кроме того, программы обучения должны быть содержательными, современными, интересными и удобными в использовании для работников. Все это может быть реализовано путем использования инновационных технологий.
Было принято решение о необходимости проведения пилотных проектов по развитию системы непрерывного медицинского образования с целью отработки механизмов ее внедрения, определения путей нивелирования возможных рисков и получения обратной связи из регионов от медицинских работников. И только после оценки результатов пилотных проектов приступать к реализации в масштабах всей страны.
Пилотный проект "Внедрение НМО" проводится Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России с целью отработки основных принципов внедрения НМО. Участвовать в пилотном проекте будут 16 профессиональных медицинских обществ по специальностям и 9 регионов РФ [11, 12].
Со слов одного из руководителей Координационного совета, заместителя министра здравоохранения И.Н. Каграманяна,желание участвовать в пилотных проектах выразили все профессиональные медицинские общества, но были отобраны самые активные и имеющие за плечами серьезный опыт в реализации обучающих программ. Пока это такие специальности, как пульмонология, кардиология, гастроэнтерология, терапия, ревматология, хирургия, педиатрия, урология. Общества, участвующие в пилотных проектах, должны подготовить образовательные мероприятия, электронные модули и тестовые задания, а также клинические рекомендации по наиболее значимым заболеваниям согласно типовым программам. Пилотными регионами станут Москва, Липецкая область, Республика Татарстан и, возможно, вскоре к ним присоединятся Саратовская область, Краснодарский край, Республика Башкортостан и Омская область.
Таким образом, проблема подготовки высококвалифицированных специалистов определена как основополагающая в процессах модернизации здравоохранения.
Одним из основных направлений модернизации здравоохранения является оптимизация организации оказания медицинской помощи населению. Современные виды и формы оказания медицинской помощи должны формироваться с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, которые в свою очередь должны определять образовательные программы непрерывного профессионального образования.
Одним из основополагающих документов, определяющих базовые подходы к организации и оказанию медицинской помощи населению, является "Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг." [6] (далее - Программа), которая устанавливает:
- перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи;
- перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно;
- категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно;
- средние нормативы объема медицинской помощи;
- средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
- средние подушевые нормативы финансирования;
- порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты;
- требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
В рамках Программы бесплатно предоставляются следующие виды медицинской помощи:
- первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
- специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
- скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
- паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
ПМСП оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами). Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачамиспециалистами и является специализированной и высокотехнологичной.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым МЗ РФ.
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
В Программе определены и формы оказания медицинской помощи:
- экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
- неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
- плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных
Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Средние нормативы объема медицинской помощи по ее видам в целом по Программе рассчитываются в единицах объема на 1 жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования - на 1 застрахованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой.
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют: в 2013 г. - 9032,5 руб., в 2014 г. - 10 294,4 руб., в 2015 г. - 12 096,7 руб., в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2013 г. - 5942,5 руб., в 2014 г. - 6962,5 руб., в 2015 г. - 8481,5 руб.
При реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования применяются следующие способы оплаты медицинской помощи:
- при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях:
- по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай);
- за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай);
- по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях;
- при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях:
- за законченный случай лечения заболевания;
- за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний);
- при оплате медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара, - за законченный случай лечения заболевания;
- при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации):
- по подушевому нормативу финансирования;
- за вызов скорой медицинской помощи;
- по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2012 г. № 69н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях", Приказом Минздравсоцразвития РФ "Порядок оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями" от 05.05.2012 № 521н и Информационным письмом МЗ РФ № 13-2/10/2-2950 от 24.04.2013 [7-9] медицинская помощь больным инфекционными заболеваниями осуществляется в виде скорой, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях.
Больным инфекционными заболеваниями оказывается скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская помощь фельдшерскими выездными бригадами, врачебными выездными бригадами и специализированными выездными бригадами скорой медицинской помощи, и включает мероприятия по устранению угрожающих жизни состояний с последующей медицинской эвакуацией в медицинскую организацию, где пациентам оказывается стационарная медицинская помощь.
Больным инфекционными заболеваниями, не представляющим опасность для окружающих, легкой степени или при подозрении на такие заболевания медицинская помощь оказывается в виде ПМСП в амбулаторных условиях врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики и врачами-специалистами, которые проводят комплекс лечебно-диагностических мероприятий, в том числе направленных на установление возбудителя инфекционных заболеваний и проведение первичных противоэпидемических мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками медицинской организации.
Специализированная помощь больным инфекционными заболеваниями оказывается в медицинских организациях или их структурных подразделениях, в том числе в инфекционных больницах и инфекционных отделениях многопрофильных больниц.
Оказание медицинской помощи в стационарных условиях больным инфекционными заболеваниями осуществляется по медицинским показаниям - в случаях тяжелого и среднетяжелого течения инфекционного заболевания, отсутствия возможности установить диагноз в амбулаторных условиях, наличия необходимости проведения дополнительных лабораторных и инструментальных методов исследования для проведения дифференциальной диагностики, отсутствия клинического эффекта от проводимой терапии в амбулаторных условиях, а также по эпидемиологическим показаниям в соответствии с действующим санитарным законодательством.
Лечение больных инфекционными заболеваниями в условиях стационара осуществляется по направлению врача терапевта, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача скорой медицинской помощи, врача-инфекциониста, врачей-специалистов, выявивших инфекционное заболевание.
Медицинская помощь больным инфекционными заболеваниями с жизнеугрожающими острыми состояниями, в том числе с инфекционно-токсическим, гиповолемическим шоком, отеком/набуханием головного мозга, острыми почечной и печеночной недостаточностями, острыми сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточностью оказывается:
- вне медицинской организации - бригадами (в том числе реанимационными) скорой медицинской помощи;
- в стационарных условиях - в боксах, палатах (блоках) интенсивной терапии, реанимационных отделениях многопрофильной больницы, а также в палатах (блоках) интенсивной терапии, реанимационных отделениях инфекционной больницы с соблюдением установленных санитарно-противоэпидемических норм. Оказание медицинской помощи больным инфекционными заболеваниями в сочетании с заболеваниями других органов осуществляется с учетом рекомендаций врачей-специалистов соответствующего профиля (врачей акушеров-гинекологов, врачей-урологов, врачей-офтальмологов, врачей-колопроктологов, врачей-гастроэнтерологов, врачей-хирургов, иных врачей-специалистов). Оказание медицинской помощи беременным, больным инфекционными заболеваниями, осуществляется с учетом рекомендаций врача акушера-гинеколога в обсервационных отделениях родильных домов или в стационарах медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным инфекционными заболеваниями.
Диспансерное наблюдение и лечение больных, перенесших инфекционные заболевания, а также лечение больных инфекционными заболеваниями в стадии реконвалесценции осуществляется в отделении (кабинете) инфекционных заболеваний медицинской организации, оказывающей ПМСП, или ее структурных подразделениях и структурных подразделениях инфекционных больниц, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.
К основным функциям отделения (кабинета) инфекционных заболеваний медицинской организации относятся:
- оказание медицинской помощи больным острыми и хроническими инфекционными и паразитарными заболеваниями;
- профилактика распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
- ведение эпидемиологического мониторинга инфекционной и паразитарной заболеваемости;
- ведение учетной и отчетной документации, предоставление в установленном порядке отчетов о деятельности;
- консультативная помощь медицинским работникам, оказывающим ПМСП, в выявлении инфекционной патологии у больных с подозрениями на инфекционное и паразитарное заболевание;
- организация проведения дополнительных исследований у больных инфекционными заболеваниями, включая лабораторные, инструментальные и иные методы;
- лечение больных инфекционными и паразитарными заболеваниями, которые по медицинским и эпидемическим показаниям не подлежат лечению в стационарных условиях, в том числе реконвалесцентов после выписки из стационара;
- направление больных, подлежащих стационарному лечению по медицинским и эпидемиологическим показаниям, а также носителей возбудителей инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям в медицинские организации для оказания медицинской помощи в стационарных условиях;
- патронаж больных, а также перенесших острое инфекционное заболевание или страдающих хроническим инфекционным заболеванием при наличии медицинских и (или) эпидемиологических показаний;
- диспансерное наблюдение за лицами, перенесшими острые инфекционные заболевания или страдающими хроническими заболеваниями, в том числе хроническими гепатитами B, C, D, ВИЧ-инфекцией;
- участие в разработке комплексных планов мероприятий по борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями и мониторинг их выполнения;
- участие в работе дневного стационара;
- осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;
- учет больных инфекционными заболеваниями, бактерионосителей, вирусоносителей, паразитоносителей на основании регистрации;
- анализ динамики инфекционной заболеваемости и смертности на территории обслуживания; - проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекционного заболевания, в том числе сбор эпидемиологического анамнеза, проведение вакцинации, экстренной профилактики лицам, находившимся в контакте с больным, в том числе в период инкубационного периода (контактные лица);
- организация и проведение медицинского наблюдения за контактными лицами в очаге инфекционного заболевания;
- осуществление санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.
В соответствие с Приказом, инфекционная больница является медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь больным инфекционными заболеваниями, и осуществляет следующие функции:
- оказание специализированной медицинской помощи в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи;
- проведение мероприятий по повышению квалификации медицинского персонала инфекционной больницы и иных медицинских организаций;
- организационно-методическое руководство отделениями (кабинетами) инфекционных болезней поликлиник;
- анализ медицинской деятельности, изучение причин летальных исходов и отдельных результатов лечения инфекционных и паразитарных заболеваний;
- организационно-методическая помощь кабинетам инфекционных заболеваний по вопросам диагностики, лечения и профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний и иммунопрофилактики;
- своевременное предоставление в установленном порядке сведений о регистрируемой инфекционной заболеваемости, возникновении или выявлении случаев внутрибольничной инфекции, поздней госпитализации больного и иных сведений.
Утвержденные порядки оказания медицинской помощи должны лечь в основу разработки новых образовательных программ в системе НМО.
Для решения одной из самых актуальных задач российского здравоохранения - повышения качества медицинской помощи и квалификации медицинских кадров -
18 февраля 2013 г. был создан Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.
Совет возглавили заместитель министра здравоохранения И.Н. Каграманян и Президент Национальной медицинской палаты Л.М. Рошаль. В составе Совета более 40 членов: руководители профессиональных медицинских обществ по специальностям, представители Минздрава России, ведущие специалисты в области отечественной медицинской науки и образования. Среди них А.А. Баранов, Е.И. Гусев, И.Н. Денисов, Г.П. Котельников, И.В. Маев, Л.К. Мошетова, А.А. Свистунов, А.Г. Чучалин, Н.Д. Ющук и др. [10].
В настоящее время Координационным советом подготовлен проект Концепции развития непрерывного медицинского образования в РФ во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 [2], в котором поставлена задача разработки современной программы повышения квалификации и оценки уровня знаний медицинских работников, и в целях реализации положений Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (№ 323 от 21 ноября 2011 г.) [3]. В этом законе установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию (ст. 73) и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком установленным Минздравом РФ (ст. 69).
Под аккредитацией понимается разрешительная процедура для продолжения практической деятельности по определенной специальности. При этом в ст. 76 обсуждаемого закона написано, что профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке программ повышения квалификации.
В законе предусмотрены следующие нормы в части дополнительного профессионального образования, т.е. образования после получения специальности по программам повышения квалификации (далее Программа).
- Содержание, сроки и длительность обучения по Программам устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с типовой программой (ст. 81). Эта типовая программа утверждается МЗ РФ и должна учитывать требования профессиональных стандартов и квалификационные требования к специалистам. С учетом положений ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" (ст. 73) профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке таких типовых программ.
- Обучение может осуществляться посредством освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, прохождения практик, а также посредством сетевых форм обучения, в порядке, установленном образовательной Программой и (или) договором об образовании, в том числе поэтапно (ст. 81).
- Сетевой принцип реализации образовательных программ подразумевает совместное участие организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций (ст. 15). Другими словами, в Программе могут быть предусмотрены самые различные образовательные мероприятия и (или) виды учебной деятельности (конференции, семинары, симуляционное и электронное обучение и др.); они могут предоставляться не только образовательными организациями.
- В организации учебного процесса может быть предусмотрена кредитно-модульная система (ст.14). Это означает, что оценка трудоемкости учебной нагрузки по всем видам учебной деятельности (образовательным мероприятиям), может учитываться в зачетных единицах (кредитах).
- В обучении при всех формах могут использоваться дистанционные образовательные технологии и электронное обучение (ст. 16). Причем соотношение между дистанционными и аудиторными занятиями устанавливается Программой.
- Контроль качества обучения могут осуществлять объединения профессиональных организаций (ассоциаций) и работодателей путем проведения профессионально-общественной аккредитации программ и видов учебной деятельности (ст. 100).
Дополнительными предпосылками к развитию НМО являются:
- готовность Национальной медицинской палаты (НМП) и многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации;
- наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности (компьютеры, выход в Интернет);
- наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для реализации "образовательной среды".
Принцип гармонизации требований к квалификации медицинских специалистов в РФ с требованиями в развитых странах достигается путем активного взаимодействия и обмена опытом с организациями, отвечающими за разработку и соблюдение требований к программам обязательного последипломного образования (ординатуре) и повышения квалификации (непрерывного медицинского образования - Continuous Medical Education, CME) в странах ЕС и США. Среди них: Европейский совет медицинских специалистов (UEMS), Американская медицинская ассоциация (AMA), Федерация государственного медицинского совета (FSMB) и др. А также путем проведения ежегодных международных конференций, стажировок профессорскопреподавательского состава вузов и специалистов профессиональных медицинских организаций за рубежом.
Комплексное обучение врачей должно касаться не только профессиональных, но и управленческих, экономических, коммуникативных знаний и умений. Особый акцент в образовании должен быть сделан на этических принципах взаимоотношения медицинских работников и пациентов. Для этого необходимо провести ревизию типовых программ повышения квалификации на предмет включения соответствующих разделов.
Обязательным будет персонифицированный учет и ежегодный контроль знаний и практических умений специалистов (ежегодная и итоговая аттестация 1 раз в 5 лет). Оценка трудоемкости учебной нагрузки будет производиться в форме кредитов или зачетных единиц.
При этом ежегодно каждый работник должен накопить не менее 50 кредитов, а за 5 лет - 250 кредитов.
Персонифицированный учет может быть осуществлен путем внедрения электронных программ ("образовательной среды"), которая позволяет самим работникам вести учет своей учебной активности и итогов ежегодной аттестации, а руководителям медицинских учреждений и профессиональных медицинских организаций иметь постоянный доступ к этим данным.
Использование инновационных образовательных технологий (электронных, дистанционных, телекоммуникационных, симуляционных) позволит осуществить современное учебно-методическое сопровождение процесса обучения. Для реализации этого принципа необходимо, чтобы профессиональные медицинские организации по специальностям подготовили (обновили) современные комплекты обучающих материалов: национальные руководства, тестовые вопросы и разборы клинических ситуаций для проведения ежегодной и итоговой аттестации, модули по наиболее актуальным темам для дистанционного обучения работников, образовательные периодические издания, не реже 1 раза в 2 года обновляли клинические рекомендации (протоколы) по специальностям. Дистанционные технологии позволят проводить обучение без отрыва от рабочего места, осуществить интерактивное взаимодействие педагога и специалиста, обеспечить для работника удобную форму представления информации.
Обязательным должен быть контроль качества программ и видов учебной деятельности (мероприятий) на соответствие установленным требованиям. Этот принцип реализуется путем создания системы общественнопрофессиональной аккредитации программ и образовательных мероприятий для повышения квалификации. Для этого предлагается поручить комиссии при Национальной медицинской палате оценивать программы и виды обучения на соответствие установленным требованиям (требования устанавливает Координационный совет при МЗ РФ).
Для достижения высокой мотивации медицинских и фармацевтических работников к прохождению программ повышения квалификации предлагается учитывать результаты обучения программам повышения квалификации при прохождении работниками аттестации, аккредитации (1 раз в 5 лет), при оплате труда и при найме их на работу. Кроме того, программы обучения должны быть содержательными, современными, интересными и удобными в использовании для работников. Все это может быть реализовано путем использования инновационных технологий.
Было принято решение о необходимости проведения пилотных проектов по развитию системы непрерывного медицинского образования с целью отработки механизмов ее внедрения, определения путей нивелирования возможных рисков и получения обратной связи из регионов от медицинских работников. И только после оценки результатов пилотных проектов приступать к реализации в масштабах всей страны.
Пилотный проект "Внедрение НМО" проводится Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава
России с целью отработки основных принципов внедрения НМО. Участвовать в пилотном проекте будут 16 профессиональных медицинских обществ по специальностям и 9 регионов РФ [11, 12].
Со слов одного из руководителей Координационного совета, заместителя министра здравоохранения И.Н. Каграманяна, желание участвовать в пилотных проектах выразили все профессиональные медицинские общества, но были отобраны самые активные и имеющие за плечами серьезный опыт в реализации обучающих программ. Пока это такие специальности, как пульмонология, кардиология, гастроэнтерология, терапия, ревматология, хирургия, педиатрия, урология. Общества, участвующие в пилотных проектах, должны подготовить образовательные мероприятия, электронные модули и тестовые задания, а также клинические рекомендации по наиболее значимым заболеваниям согласно типовым программам.
Пилотными регионами станут Москва, Липецкая область, Республика Татарстан и, возможно, вскоре к ним присоединятся Саратовская область, Краснодарский край, Республика Башкортостан и Омская область.
Таким образом, предлагаемая концепция НПО предусматривает повышение эффективности образовательных программ повышения квалификации путем:
- расширения участия профессиональных медицинских некоммерческих организаций по специальностям (и их ассоциаций) в формировании и реализации обучения;
- введения системы персонифицированного учета полученных знаний и навыков работников в форме зачетных единиц - кредитов (1 кредит присуждается за 1 ч учебной деятельности);
- организации непрерывности обучения с установлением не менее 50 зачетных единиц (кредитов) для каждого работника ежегодно и не менее 250 кредитов за 5 лет;
- расширения видов учебной деятельности за счет включения в программы дополнительных учебных мероприятий, в том числе: семинаров, конференций, электронного обучения и др.;
- применения инновационных образовательных технологий в обучении: электронных, дистанционных, телекоммуникационных, симуляционных;
- повышения качества обучения посредством проведения обязательной ежегодной и итоговой аттестации (1 раз в 5 лет) знаний и умений работников, а также введения общественно-профессиональной аккредитации программ и видов учебной деятельности;
- повышения мотивации работников к прохождению программ повышения квалификации путем проведения аккредитации, аттестации, приема на работу и оплаты труда только с учетом ежегодного накопления установленного числа зачетных единиц (кредитов) и успешного прохождения ежегодной и итоговой аттестации (экзамена).
Перед Координационным советом стоит серьезная задача - модернизировать систему ДПО, сделать его непрерывным, инновационным и отвечающим запросам практического здравоохранения. ДПО должно стать интересным и удобным для медицинских работников, дать им возможность обучаться на рабочем месте. Для этого будут внедряться современные дистанционные, электронные и симуляционные образовательные технологии, как это происходит в большинстве развитых стран. Внедрение НМО позволит модернизировать существующую систему дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования, что в итоге обеспечит существенное повышение квалификации медицинских кадров.
Литература
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента РФ "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" от 7 мая 2012 г. № 598.
3. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.
4. Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" от 23 июля 2010 г. № 541н.
5. "План деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 - 2018 годы"; https://www.rosminzdrav.ru/plan2013-2018_20130620.pdf .
6. Постановление Правительства РФ "О программе Государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" от 22 октября 2012 г. № 1074.
7. Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях" от 31 января 2012 г. № 69н.
8. Приказ Минздравсоцразвития России "Порядок оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями" от 05.05.2012 № 521н.
9. Информационное письмо Минздрава России № 13-2/10/2-2950 от 24 апреля 2013 г.
10. Второе заседание Координационного Совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ; https://www.rosminzdrav.ru/health/1342443546/18.
11. В пилотный проект Минздрава России по развитию непрерывного образования врачей могут войти до 9 регионов. https://www.rosminzdrav.ru/health/1342443546/21
12. Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Игорь Маев принял участие в работе Координационного Совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России; https://www.rosminzdrav.ru/health/1342443546/37.
13. О реализации программы подготовки управленческих кадров в сферах здравоохранения и образования. - Режим доступа: http://rezerv.gov.ru