Разработка и реализация дополнительных профессиональных программ (ДПП) направлены на формирование компетенций, обеспечивающих трудовые функции, заявленные в профессиональных стандартах. Методологической основой дополнительного профессионального образования (ДПО) является компетентностный подход. Организациям, реализующим дополнительные программы ДПО, необходимо разрабатывать собственное обеспечение, которое будет демонстрировать реализацию компетентностного подхода, включая планирование результатов обучения (формирование компетентностных моделей), оценку уровня формирования компетенций у выпускников и т.д. [1].
Анализ состояния системы здравоохранения и специальности "Инфекционные болезни" выявил ряд нерешенных общероссийских медицинских проблем. Одним из основных направлений решения данных проблем является совершенствование системы непрерывного медицинского образования (НМО), а именно создание национальной системы аккредитации медицинских работников с использованием дистанционного модульного персонифицированного обучения врачей [2, 3].
Структура модели НМО по инфекционным болезням многоуровневая, она направлена на усовершенствование профессиональных компетенций, востребованных практическим здравоохранением [4].
Цель работы - анализ дистанционно реализуемой системы ДПО по проблемам инфекционных болезней.
Материал и методы
Изучали учебные планы ДПО, контрольно-измерительные материалы к конкретной теме. Анализировали результаты прохождения повышения квалификации (ПК) в течение 2019 г. в системе НМО на кафедре инфекционных болезней ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России с последующей статистической обработкой. Рассчитан экстенсивный показатель.
Таблица 1. Перечень дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, реализуемых на кафедре инфекционных болезней ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России в 2019 г.
Расшифровка аббревиатур дана в тексте.
Результаты и обсуждение
Постоянно совершенствуя технические и методологические подходы, кафедра инфекционных болезней ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России уже многие годы активно разрабатывает и реализует ДПП в рамках ДПО и НМО [5-7].
Информация о перечне реализуемых на кафедре ДПП ПК в системе ДПО и НМО размещена на официальном сайте ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (http://www.cheLsma.ru/) и на образовательном портале (http://eLearning.cheLsma.ru/). На сайте представлено расписание занятий в системе НМО по инфекционным болезням, которые были проведены в 2019 г., а в табл. 1 перечислены циклы повышения квалификации в системе НМО по специальности "Инфекционные болезни".
Слушатели/обучающиеся на циклах ДПП ПК - врачи различных специальностей: инфекционисты, терапевты, педиатры, врачи общей практики (семейная медицина) и др.
Всего в течение 2019 г. ДПО на кафедре прошли 240 врачей, из них инфекционистов - 188, терапевтов - 24, педиатров - 22, фтизиатров - 6.
В качестве примера, демонстрирующего техническую и методологическую базу реализуемых программ НМО, была выбрана ДПП ПК "Дифференциальная диагностика инфекционных болезней". На электронной странице кафедры инфекционных болезней заинтересованные в обучении по данной программе повышения квалификации могут получить дополнительную информацию, в том числе:
■ о категории обучающихся (врачебные специальности, которые могут обучаться по программе повышения квалификации);
■ трудоемкости и сроке освоения ДПП (18 или 36 ч);
■ форме обучения (очная, очно-заочная, заочная);
■ режиме занятий (ч/день);
■ учебном плане;
■ учебно-методическом и информационном обеспечении программы (основная и дополнительная литература, ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет);
■ требованиях к итоговой аттестации;
■ примере контрольно-измерительных материалов для проведения итоговой аттестации.
В учебном плане ДПП повышения квалификации представлен детализированный перечень тем лекционных и практических занятий с указанием форм контроля пройденного материала (табл. 2).
Таблица 2. Учебный план заочных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации врачей в рамках непрерывного медицинского образования, тема "Дифференциальная диагностика инфекционных болезней" (http://www.chelsma.ru)
В табл. 3 представлена детальная информация о ДПП ПК "Дифференциальная диагностика инфекционных болезней", доступная для ознакомления на официальном образовательном портале ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (http://eLearning.cheLsma.ru/), в том числе:
■ цели и задачи обучения;
■ получаемые профессиональные компетенции;
■ требования к результатам освоения ДПП в виде получаемых знаний, умений и навыков.
Таблица 3. Информация о дополнительной профессиональной программе (ДПП) повышения квалификации "Дифференциальная диагностика инфекционных болезней" на образовательном портале ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (http://elearning.chelsma.ru)
Освоение каждого нового раздела ДПП ПК начинается с аудиовизуальной лекции, которая в сжатой форме доводит до слушателей наиболее актуальную и сложную для восприятия информацию изучаемого раздел. С содержанием аудиовизуализированных лекций можно ознакомиться на образовательном портале ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (http://eLearning.cheLsma.ru).
После прослушивания аудиовизуальной лекции слушатели получают возможность открыть и скачать дополнительные информационные материалы к практическим занятиям по каждому из разделов ДПП ПК, включая:
■ задачи для самоконтроля;
■ методические указания;
■ учебные материалы;
■ актуальные клинические рекомендации;
■ нормативно-правовую документацию и т.д.
Контроль качества приобретенных знаний, умений и владений в процессе освоения лекций и практических занятий проводится с помощью контрольно-измерительных материалов и итоговой аттестации. После выполнения всех тестовых заданий с последующей визуализацией в личном кабинете слушатель получает доступ к следующему этапу учебной программы. При этом важно отметить, что итоговый аттестационный тест будет доступен обучающемуся только после полного прохождения и освоения им всех разделов и подразделов тематического учебного плана.
В табл. 4 представлены итоговые результаты обучения 51 врача в системе НМО по программе "Дифференциальная диагностика инфекционных болезней".
Таблица 4. Ведомость итоговой аттестации 51 врача, обучавшегося по программе "Дифференциальная диагностика инфекционных болезней" на кафедре инфекционных болезней ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России в 2019 г.
Анализ результатов прохождения ДПО по программе ПК "Дифференциальная диагностика инфекционных болезней" показал, что в 98±1,96% случаев оценка аттестационного тестирования - "отлично" и "хорошо".
Заключение
Стремясь к постоянному совершенствованию технических и методологических основ ДПО врачей, сотрудники кафедры инфекционных болезней ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России с целью более качественной реализации компетентностного подхода в освоении инфектологии разработали систему очно-заочного дистанционного ДПО в рамках НМО по актуальным проблемам инфекционных болезней для врачей разных специальностей. В течение 2019 г. успешно в очно-заочной форме были проведены циклы ПК врачей, что позволило сформировать основные трудовые функций врача в области инфекционных болезней, которые заявлены в профессиональных стандартах и востребованы практическим здравоохранением.
Литература
1. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2013 № 06-735 "О дополнительном профессиональном образовании".
2. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Специальность "инфекционные болезни": от анализа проблем к решениям // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2015. № 1. С. 4-9.
3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В., Кухтевич Е.В. Инфектология: проблемы и актуальные перспективы развития непрерывного медицинского образования врачей // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2013. № 1. С. 16-20.
4. Мартынов Ю.В., Кулагина М.Г. Развитие непрерывного медицинского образования по дисциплине "инфекционные болезни" // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2013. № 4. С. 11-14.
5. Гуревич К.Г., Зорин К.В. Педагогические новации и этические аспекты в преподавании вопросов первичной профилактики инфекционных болезней // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. № 1. С. 40-45.
6. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Непрерывное медицинское образование - этап подготовки к аккредитации. Итоги работы выездного заседания учебно-методической комиссии по инфекционным болезням в Сочи // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 1. С. 9-12.
7. Ратникова Л.И., Шип С.А. Расширенные видеолекции как метод повышения эффективности непрерывного медицинского образования по специальности "инфекционные болезни" // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2016. № 4. С. 24-28.