Опыт использования электронных учебно-методических пособий при повышении квалификации специалистов, работающих с патогенными биологическими агентами

Резюме

Подготовка высокопрофессиональных врачей-бактериологов, эпидемиологов, зоологов, лаборантов, работающих с патогенными биологическими агентами, - актуальная задача охраны здоровья населения и обеспечения биологической безопасности Российской Федерации. Переход к системе аккредитации медицинских работников обусловливает необходимость совершенствования содержания, формы и методологии непрерывного профессионального образования, в том числе путем внедрения информацио-ннокоммуникационных технологий обучения.

Цель - анализ опыта использования электронных учебно-методических пособий для дополнительного профессионального образования специалистов в области эпидемиологии, лабораторной диагностики и профилактики инфекционных болезней.

Материал и методы. Проанализированы законодательные, нормативные, методические документы, публикации в области применения электронных и дистанционных технологий при обучении бактериологов, эпидемиологов, лаборантов. Обобщен опыт применения в 2016-2019 гг. электронных учебно-методических пособий (ЭУМП), разработанных специалистами ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб".

Результаты и обсуждение. Определены критерии выбора методологии обучения и проведена оптимизация обучения специалистов, осуществляющих работы с патогенными биологическими агентами. Опыт применения ЭУМП в 2016-2019 гг. продемонстрировал актуальность использования в учебном процессе современных информационно-коммуникационных технологий.

Заключение. Реализация программ дополнительного профессионального образования с использованием электронного обучения, дистанционных технологий обеспечивает получение современных профессиональных знаний, умений, навыков и способствует переходу к системе непрерывной подготовки бактериологов, эпидемиологов, лаборантов, а также повышения квалификации зоологов.

Ключевые слова:дополнительное профессиональное образование, патогенные биологические агенты, электронные учебно-методические пособия, информационно-коммуникационные образовательные технологии

Финансирование. Авторы заявляют об отсутствии финансовой поддержки при написании статьи.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта финансовых/нефинансовых интересов, связанных с написанием статьи.

Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования - Малюкова Т.А.; сбор и обработка материала - Малюкова Т.А., Шмелькова Т.П.; написание текста - Малюкова Т.А., Шмелькова Т.П.; редактирование - Тихомирова Л.А., Попов Ю.А.

Для цитирования: Малюкова Т.А., Шмелькова Т.П., Тихомирова Л.А., Попов Ю.А. Опыт использования электронных учебно-методических пособий при повышении квалификации специалистов, работающих с патогенными биологическими агентами // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2020. Т. 9, № 3. С. 119-125. DOI: https://doi.org/10.33029/2305-3496-2020-9-3-119-125

Приоритетами государственной политики являются охрана здоровья населения и обеспечение биологической безопасности РФ [1-3]. Одна из актуальных задач - подготовка высокопрофессиональных специалистов, работающих с патогенными биологическими агентами (ПБА) - врачей-бактериологов, эпидемиологов, зоологов, лаборантов [3], для решения которой необходимо непрерывное дополнительное профессиональное образование (ДПО). Эффективность ДПО специалистов зависит прежде всего от качества образовательного процесса и постоянного совершенствования его содержания, формы и методологии обучения.

Необходимость совершенствования порядка ДПО работников данных профессий и оценки уровня их профессиональной компетентности в настоящее время связана также с поэтапным внедрением с 1 января 2016 г. новой процедуры допуска к профессиональной деятельности - аккредитации специалистов медицинского профиля [1, 4, 5]. Процесс подготовки работника к аккредитации предусматривает ежегодное обучение по профессиональной специальности и должен обеспечивать:

■ получение современных знаний в области эпидемиологии, лабораторной диагностики и профилактики инфекционных, в том числе особо опасных, болезней человека;

■ приобретение актуальных умений и навыков выполнения рутинных манипуляций с ПБА, а также способности принятия решений и осуществление действий при возможных нештатных ситуациях;

■ гибкость обучения, повышение активности участия слушателей курсов в учебном процессе и расширение возможности для самоподготовки;

■ оперативную корректировку учебной программы с учетом приоритетных профессиональных задач; оценку уровня профессиональной подготовки в процессе и по завершении курсов ДПО.

Современными тенденциями оптимизации образовательного процесса являются:

1) реализация учебных программ в очно-заочной форме или в заочной форме с использованием технологий дистанционного образования;

2) создание и внедрение информационно-коммуникационных средств и технологий с долей дистанционного обучения не менее 50%.

На базе ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" в последние годы проводится оптимизация обучения по программам ДПО, разработаны средства для реализации электронного обучения и дистанционных технологий, накоплен опыт их применения при обучении врачей-бактериологов, эпидемиологов, зоологов, лаборантов, осуществляющих работы с ПБА.

Цель - анализ опыта использования электронных учебно-методических пособий для дополнительного профессионального образования специалистов в области эпидемиологии, лабораторной диагностики и профилактики инфекционных болезней.

Материал и методы

Проанализированы законодательные, нормативные, методические документы, публикации в области применения электронных и дистанционных технологий при обучении бактериологов, эпидемиологов, зоологов, лаборантов. Обобщен опыт применения в 2016-2019 гг. электронных учебно-методических пособий (ЭУМП), разработанных специалистами ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб".

Результаты и обсуждение

Процесс послевузовского обучения специалистов осуществляется непрерывно [1, 6]. Существенная роль в обеспечении качества подготовки принадлежит стандартам ДПО эпидемиологов и бактериологов. Анализ законодательных и нормативно-методических документов позволил определить критерии для оптимизации обучения по программам ДПО, т.е. для научно обоснованного выбора наилучшего варианта подготовки специалиста с позиций достижения цели, решения основных образовательных задач и рациональности затрат времени обучающихся и преподавателей. Критериями выбора методологии обучения являются:

■ успешность овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями;

■ соответствия предполагаемых результатов необходимым профессиональным компетенциям;

■ соответствие затраченного времени действующим нормативам;

■ учет индивидуальных возможностей каждого обучающегося.

В процессе оптимизации:

■ количество осваиваемых методов исследования было ограничено перечнем регламентированных для лабораторий территориального и регионального уровня в системе диагностики инфекционных болезней на территории РФ;

■ за счет использования элементов электронного обучения и технологий дистанционного образования увеличено количество часов для самоподготовки по каждому учебному модулю, проводится решение ситуационных задач, промежуточные и итоговая аттестации;

■ установлено, что для приобретения умений и навыков безопасного выполнения манипуляций при профессиональной переподготовке обязательны ежедневные в течение 3-4 ч очные практические занятия не менее 3 мес под контролем преподавателей; при повышении квалификации обязательно проведение очных практических занятий для контроля наличия умений и навыков, в том числе при решении актуальных ситуационных задач;

■ обосновано, что профессиональная переподготовка специалистов для работ с ПБА должна проводиться не менее 3 мес в очной форме. Повышение квалификации возможно в очно-заочной форме;

■ обозначена актуальность использования в учебном процессе современных информационно-коммуникационных технологий и, следовательно, разработки информационного обеспечения учебного процесса - подготовки тематических ЭУМП, стандартных операционных процедур, ситуационных задач, учебных фильмов, инструктивно-методических материалов.

Сотрудниками ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" в 2015 и 2017 гг. в рамках выполнения распоряжений Правительства РФ № 1965-р от 07.10.2014 "О материально-технической и методической поддержке внедрения и реализации положений Международных медико-санитарных правил в государствах-участниках СНГ" и № 1060-р от 26.05.2017 "Об оказании материально-технической поддержки внедрения Международных медико-санитарных правил (ММСП) на пространстве Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА) в 2017-2019 гг." разработано 11 ЭУМП (табл. 1).

Таблица 1. Электронные учебно-методические пособия, разработанные специалистами ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб"

Здесь и в табл. 2-4: * - СПЭБ - специализированная противоэпидемическая бригада; ПБА - патогенные биологические агенты.

Пособия содержат перечень профессиональных компетенций, на приобретение которых направлено их применение; теоретические разделы, изложенные в соответствии с новейшими достижениями науки и техники, действующей законодательной и нормативно-методической базой; интерактивную коллекцию (фото-, аудио- и видеоматериалы); планы практических занятий; контрольно-измерительные материалы для проведения тестирования.

Тестовая часть ЭУМП включает от 2 до 16 промежуточных тестов (в каждом не менее 10 вопросов) и 1 итоговый тест для контроля полученных знаний. Опыт показывает, что компьютерное тестирование объективно, более детально (от 18 до 170 вопросов) по сравнению с традиционной проверкой знаний в форме заключительного экзамена. Пособие "Стандартные операционные процедуры" содержит 17 методик и помогает слушателями курсов ДПО овладеть навыками микробиологической работы с возбудителями особо опасных инфекций с соблюдением правил биологической безопасности.

Использование сочетания заочной (пассивное запоминание учебного материала при самоподготовке) и очной (аудиторное решение ситуационных практических задач) форм обучения повышает эффективность и результативность учебного процесса.

Использование ЭУМП в учебном процессе апробировано в течение 2016-2019 гг. при проведении ДПО как на базе ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб", в том числе для специалистов стран СНГ, Социалистической Республики Вьетнам (СРВ), так и на территории организации - заказчика обучения (выездные курсы). В материалах табл. 2 приведены обобщенные данные по реализованному объему ДПО.

Таблица 2. Применение электронных учебно-методических пособий (ЭУМП) на курсах дополнительного профессионального образования в 2016-2019 гг.

Примечание. ПК - повышение квалификации; ПП - профессиональная переподготовка.

Эффективным и вызвавшим профессиональный интерес приемом было использование учебных фильмов как в процессе самоподготовки, так и в рамках очных аудиторных занятий. С 2016 г. учебные фильмы использовали при проведении 72 курсов и 4 семинаров, в том числе для специалистов учреждений и организаций Роспотребднадзора, других министерств и ведомств РФ при подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 г., а также в ходе выездных циклов в Гвинейской Республике, СРВ, странах СНГ. Материалы ряда учебных фильмов использовались в качестве ситуационных задач. Обсуждение их содержания позволило оценить наличие как профессиональных знаний, так и, косвенно, навыков безопасной работы с патогенными микроорганизмами.

Однако использование учебных фильмов как ситуационной задачи не заменяет необходимости очного проведения практических контактных занятий, включая лекции и итоговую аттестацию.

ЭУМП использовали дифференцированно в зависимости от учебно-тематического плана курсов, должностных обязанностей обучающихся и актуальных вопросов в области здравоохранения и обеспечения биобезопасности работ с ПБА. Эффективность освоения электронных пособий продемонстрирована средней оценкой по тестовым заданиям (табл. 3).

Таблица 3. Статистика использования электронных учебно-методических пособий (2016-2019 гг.)

Накоплен опыт проведения контроля знаний с использованием "Системы оценки (стандарта) уровня подготовки специалистов в области эпидемиологии, лабораторной диагностики и биобезопасности". Программное обеспечение разработано в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26.05.2017 № 1060-р "Об оказании материально-технической поддержки внедрения ММСП на пространстве Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА) в 2017- 2019 гг." и может быть использовано не только для тестирования на базе института "Микроб" и дистанционного контроля, но и в ходе самообучения. В настоящее время тестовые задания в полном объеме представлены на русском, английском, французском и узбекском языках. Направлены предложения о переводе на киргизский и армянский языки.

Совершенствование ДПО путем использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения позволяет дифференцированно подходить к разработке учебно-тематических планов программ повышения квалификации и организации очной и заочной частей учебного процесса, ориентируясь на задачи, профессиональные компетенции, исходный уровень подготовленности и опыт профессиональной деятельности специалистов. Это можно продемонстрировать на примере изменения методологии повышения квалификации (13 циклов очно-заочного обучения) членов СПЭБ (табл. 4).

Таблица 4. Совершенствование реализации учебной программы повышения квалификации членов СПЭБ в очно-заочной форме

Нерешенной проблемой остается разработка ЭУМП для зоологов и эпизоотологов, осуществляющих работы по изучению причин и условий возникновения (распространения) зоонозов с разработкой профилактических, противоэпидемических мероприятий. В настоящее время при заочном обучении этих специалистов используют программы ДПО с применением разработанных ЭУМП. Однако отсутствуют учебные фильмы и тестовые задания, позволяющие контролировать компетенции, напрямую связанные с должностными обязанностями.

Заключение

Реализация программ ДПО с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий обеспечивает получение современных профессиональных знаний, умений, навыков и способствует переходу к системе непрерывного медицинского образования.

Применение элементов электронного обучения при реализации программ ДПО позволяет:

■ существенно расширить возможности индивидуальной и дифференцированной подготовки профессиональных групп;

■ заочно проводить самоподготовку по индивидуальному графику, многократно используя учебные материалы (стандартные операционные процедуры); ЭУМП, включая учебные фильмы и тесты;

■ по каждой учебной теме объективно и детально оценить уровень знаний, выявив вопросы, требующие дополнительного изучения.

Исходя из накопленного опыта необходимо:

■ разработать тематические ЭУМП для зоологов и эпизоотологов, осуществляющих работы с ПБА;

■ расширить использование ЭУМП на курсах профессиональной переподготовки, повышения квалификации, тематических семинарах;

■ сочетать заочную часть обучения с детальной проработкой приоритетных тем и отдельных умений и навыков на очных занятиях.

Использование информационных технологий в ДПО несомненно актуально. Однако разработка и использование информационных технологий в учебном процессе требует соответствующей квалификации как профессионалов в вопросах микробиологии, эпидемиологии, лабораторной диагностики, профилактики инфекционных болезней и обеспечения биологической безопасности работ с ПБА, так и программистов для создания электронных средств обучения.

Одной из актуальных задач для развития дистанционного образования является формирование новых подходов к разработке педагогических средств - учебников, практикумов, тестовых заданий. Кроме того, необходимо совершенствовать подходы для общения преподаватель - слушатель курсов и между слушателями курсов, мониторинга процесса обучения со стороны преподавателя, включая доступ к материалам курса, результатам тестирования и пр. Для реализации этих функций необходимы разработка и использование специализированных программных продуктов.

Литература

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (с изм. и доп. от 29 мая 2019 г.). URL: https://www.rosminzdrav.ru/documents/7025-federalnyy-zakon-ot-21-noyabrya-2011-g-323-fz-ob-osnovah-o (дата обращения: 17.01.2020)

2. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (с изм. и доп. от 26 июля 2019 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ (дата обращения: 17.01.2020)

3. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу: указ Президента Российской Федерации от 11.03.2019 № 97. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319787/ (дата обращения: 17.01.2020)

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2015 № 389-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/71294576/ (дата обращения: 17.01.2020)

5. Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов: приказ Минздрава России от 25.02.2016 № 127н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195345/ (дата обращения: 17.01.2020)

6. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.12 № 273-ФЗ (с изм. и доп. от 1 октября 2019 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.01.2020)

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»