Приоритетами государственной политики являются охрана здоровья населения и обеспечение биологической безопасности РФ [1-3]. Одна из актуальных задач - подготовка высокопрофессиональных специалистов, работающих с патогенными биологическими агентами (ПБА) - врачей-бактериологов, эпидемиологов, зоологов, лаборантов [3], для решения которой необходимо непрерывное дополнительное профессиональное образование (ДПО). Эффективность ДПО специалистов зависит прежде всего от качества образовательного процесса и постоянного совершенствования его содержания, формы и методологии обучения.
Необходимость совершенствования порядка ДПО работников данных профессий и оценки уровня их профессиональной компетентности в настоящее время связана также с поэтапным внедрением с 1 января 2016 г. новой процедуры допуска к профессиональной деятельности - аккредитации специалистов медицинского профиля [1, 4, 5]. Процесс подготовки работника к аккредитации предусматривает ежегодное обучение по профессиональной специальности и должен обеспечивать:
■ получение современных знаний в области эпидемиологии, лабораторной диагностики и профилактики инфекционных, в том числе особо опасных, болезней человека;
■ приобретение актуальных умений и навыков выполнения рутинных манипуляций с ПБА, а также способности принятия решений и осуществление действий при возможных нештатных ситуациях;
■ гибкость обучения, повышение активности участия слушателей курсов в учебном процессе и расширение возможности для самоподготовки;
■ оперативную корректировку учебной программы с учетом приоритетных профессиональных задач; оценку уровня профессиональной подготовки в процессе и по завершении курсов ДПО.
Современными тенденциями оптимизации образовательного процесса являются:
1) реализация учебных программ в очно-заочной форме или в заочной форме с использованием технологий дистанционного образования;
2) создание и внедрение информационно-коммуникационных средств и технологий с долей дистанционного обучения не менее 50%.
На базе ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" в последние годы проводится оптимизация обучения по программам ДПО, разработаны средства для реализации электронного обучения и дистанционных технологий, накоплен опыт их применения при обучении врачей-бактериологов, эпидемиологов, зоологов, лаборантов, осуществляющих работы с ПБА.
Цель - анализ опыта использования электронных учебно-методических пособий для дополнительного профессионального образования специалистов в области эпидемиологии, лабораторной диагностики и профилактики инфекционных болезней.
Материал и методы
Проанализированы законодательные, нормативные, методические документы, публикации в области применения электронных и дистанционных технологий при обучении бактериологов, эпидемиологов, зоологов, лаборантов. Обобщен опыт применения в 2016-2019 гг. электронных учебно-методических пособий (ЭУМП), разработанных специалистами ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб".
Результаты и обсуждение
Процесс послевузовского обучения специалистов осуществляется непрерывно [1, 6]. Существенная роль в обеспечении качества подготовки принадлежит стандартам ДПО эпидемиологов и бактериологов. Анализ законодательных и нормативно-методических документов позволил определить критерии для оптимизации обучения по программам ДПО, т.е. для научно обоснованного выбора наилучшего варианта подготовки специалиста с позиций достижения цели, решения основных образовательных задач и рациональности затрат времени обучающихся и преподавателей. Критериями выбора методологии обучения являются:
■ успешность овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями;
■ соответствия предполагаемых результатов необходимым профессиональным компетенциям;
■ соответствие затраченного времени действующим нормативам;
■ учет индивидуальных возможностей каждого обучающегося.
В процессе оптимизации:
■ количество осваиваемых методов исследования было ограничено перечнем регламентированных для лабораторий территориального и регионального уровня в системе диагностики инфекционных болезней на территории РФ;
■ за счет использования элементов электронного обучения и технологий дистанционного образования увеличено количество часов для самоподготовки по каждому учебному модулю, проводится решение ситуационных задач, промежуточные и итоговая аттестации;
■ установлено, что для приобретения умений и навыков безопасного выполнения манипуляций при профессиональной переподготовке обязательны ежедневные в течение 3-4 ч очные практические занятия не менее 3 мес под контролем преподавателей; при повышении квалификации обязательно проведение очных практических занятий для контроля наличия умений и навыков, в том числе при решении актуальных ситуационных задач;
■ обосновано, что профессиональная переподготовка специалистов для работ с ПБА должна проводиться не менее 3 мес в очной форме. Повышение квалификации возможно в очно-заочной форме;
■ обозначена актуальность использования в учебном процессе современных информационно-коммуникационных технологий и, следовательно, разработки информационного обеспечения учебного процесса - подготовки тематических ЭУМП, стандартных операционных процедур, ситуационных задач, учебных фильмов, инструктивно-методических материалов.
Сотрудниками ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб" в 2015 и 2017 гг. в рамках выполнения распоряжений Правительства РФ № 1965-р от 07.10.2014 "О материально-технической и методической поддержке внедрения и реализации положений Международных медико-санитарных правил в государствах-участниках СНГ" и № 1060-р от 26.05.2017 "Об оказании материально-технической поддержки внедрения Международных медико-санитарных правил (ММСП) на пространстве Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА) в 2017-2019 гг." разработано 11 ЭУМП (табл. 1).
Таблица 1. Электронные учебно-методические пособия, разработанные специалистами ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб"
Здесь и в табл. 2-4: * - СПЭБ - специализированная противоэпидемическая бригада; ПБА - патогенные биологические агенты.
Пособия содержат перечень профессиональных компетенций, на приобретение которых направлено их применение; теоретические разделы, изложенные в соответствии с новейшими достижениями науки и техники, действующей законодательной и нормативно-методической базой; интерактивную коллекцию (фото-, аудио- и видеоматериалы); планы практических занятий; контрольно-измерительные материалы для проведения тестирования.
Тестовая часть ЭУМП включает от 2 до 16 промежуточных тестов (в каждом не менее 10 вопросов) и 1 итоговый тест для контроля полученных знаний. Опыт показывает, что компьютерное тестирование объективно, более детально (от 18 до 170 вопросов) по сравнению с традиционной проверкой знаний в форме заключительного экзамена. Пособие "Стандартные операционные процедуры" содержит 17 методик и помогает слушателями курсов ДПО овладеть навыками микробиологической работы с возбудителями особо опасных инфекций с соблюдением правил биологической безопасности.
Использование сочетания заочной (пассивное запоминание учебного материала при самоподготовке) и очной (аудиторное решение ситуационных практических задач) форм обучения повышает эффективность и результативность учебного процесса.
Использование ЭУМП в учебном процессе апробировано в течение 2016-2019 гг. при проведении ДПО как на базе ФКУЗ РосНИПЧИ "Микроб", в том числе для специалистов стран СНГ, Социалистической Республики Вьетнам (СРВ), так и на территории организации - заказчика обучения (выездные курсы). В материалах табл. 2 приведены обобщенные данные по реализованному объему ДПО.
Таблица 2. Применение электронных учебно-методических пособий (ЭУМП) на курсах дополнительного профессионального образования в 2016-2019 гг.
Примечание. ПК - повышение квалификации; ПП - профессиональная переподготовка.
Эффективным и вызвавшим профессиональный интерес приемом было использование учебных фильмов как в процессе самоподготовки, так и в рамках очных аудиторных занятий. С 2016 г. учебные фильмы использовали при проведении 72 курсов и 4 семинаров, в том числе для специалистов учреждений и организаций Роспотребднадзора, других министерств и ведомств РФ при подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 г., а также в ходе выездных циклов в Гвинейской Республике, СРВ, странах СНГ. Материалы ряда учебных фильмов использовались в качестве ситуационных задач. Обсуждение их содержания позволило оценить наличие как профессиональных знаний, так и, косвенно, навыков безопасной работы с патогенными микроорганизмами.
Однако использование учебных фильмов как ситуационной задачи не заменяет необходимости очного проведения практических контактных занятий, включая лекции и итоговую аттестацию.
ЭУМП использовали дифференцированно в зависимости от учебно-тематического плана курсов, должностных обязанностей обучающихся и актуальных вопросов в области здравоохранения и обеспечения биобезопасности работ с ПБА. Эффективность освоения электронных пособий продемонстрирована средней оценкой по тестовым заданиям (табл. 3).
Таблица 3. Статистика использования электронных учебно-методических пособий (2016-2019 гг.)
Накоплен опыт проведения контроля знаний с использованием "Системы оценки (стандарта) уровня подготовки специалистов в области эпидемиологии, лабораторной диагностики и биобезопасности". Программное обеспечение разработано в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26.05.2017 № 1060-р "Об оказании материально-технической поддержки внедрения ММСП на пространстве Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА) в 2017- 2019 гг." и может быть использовано не только для тестирования на базе института "Микроб" и дистанционного контроля, но и в ходе самообучения. В настоящее время тестовые задания в полном объеме представлены на русском, английском, французском и узбекском языках. Направлены предложения о переводе на киргизский и армянский языки.
Совершенствование ДПО путем использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения позволяет дифференцированно подходить к разработке учебно-тематических планов программ повышения квалификации и организации очной и заочной частей учебного процесса, ориентируясь на задачи, профессиональные компетенции, исходный уровень подготовленности и опыт профессиональной деятельности специалистов. Это можно продемонстрировать на примере изменения методологии повышения квалификации (13 циклов очно-заочного обучения) членов СПЭБ (табл. 4).
Таблица 4. Совершенствование реализации учебной программы повышения квалификации членов СПЭБ в очно-заочной форме
Нерешенной проблемой остается разработка ЭУМП для зоологов и эпизоотологов, осуществляющих работы по изучению причин и условий возникновения (распространения) зоонозов с разработкой профилактических, противоэпидемических мероприятий. В настоящее время при заочном обучении этих специалистов используют программы ДПО с применением разработанных ЭУМП. Однако отсутствуют учебные фильмы и тестовые задания, позволяющие контролировать компетенции, напрямую связанные с должностными обязанностями.
Заключение
Реализация программ ДПО с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий обеспечивает получение современных профессиональных знаний, умений, навыков и способствует переходу к системе непрерывного медицинского образования.
Применение элементов электронного обучения при реализации программ ДПО позволяет:
■ существенно расширить возможности индивидуальной и дифференцированной подготовки профессиональных групп;
■ заочно проводить самоподготовку по индивидуальному графику, многократно используя учебные материалы (стандартные операционные процедуры); ЭУМП, включая учебные фильмы и тесты;
■ по каждой учебной теме объективно и детально оценить уровень знаний, выявив вопросы, требующие дополнительного изучения.
Исходя из накопленного опыта необходимо:
■ разработать тематические ЭУМП для зоологов и эпизоотологов, осуществляющих работы с ПБА;
■ расширить использование ЭУМП на курсах профессиональной переподготовки, повышения квалификации, тематических семинарах;
■ сочетать заочную часть обучения с детальной проработкой приоритетных тем и отдельных умений и навыков на очных занятиях.
Использование информационных технологий в ДПО несомненно актуально. Однако разработка и использование информационных технологий в учебном процессе требует соответствующей квалификации как профессионалов в вопросах микробиологии, эпидемиологии, лабораторной диагностики, профилактики инфекционных болезней и обеспечения биологической безопасности работ с ПБА, так и программистов для создания электронных средств обучения.
Одной из актуальных задач для развития дистанционного образования является формирование новых подходов к разработке педагогических средств - учебников, практикумов, тестовых заданий. Кроме того, необходимо совершенствовать подходы для общения преподаватель - слушатель курсов и между слушателями курсов, мониторинга процесса обучения со стороны преподавателя, включая доступ к материалам курса, результатам тестирования и пр. Для реализации этих функций необходимы разработка и использование специализированных программных продуктов.