Понятие мирохозяйственного уклада определяется как система международных и ведущих национальных институтов, обеспечивающих расширенное воспроизводство национальных экономик и мировой экономики в соответствующем вековом цикле накопления. Особое значение имеют институты страны-лидера, которые существенно влияют на международные институты, регулирующие мировой рынок и международные торгово-экономические и финансовые отношения. Каждый такой уклад имеет пределы роста составляющих его институтов, определяемые накоплением внутренних противоречий в рамках воспроизводства. Развертывание этих противоречий происходит до момента дестабилизации системы международных экономических и политических отношений, разрешавшихся до сих пор путем мировых войн. Одновременно со сменой мирового лидера расширяются институты нового мирохозяйственного уклада, которые обеспечивают удержание имеющихся материально-технических достижений и создают новые возможности для развития производительных сил общества [1, 2].
Во втором десятилетии XXI в. человечество вступает в новый, или шестой, технологический уклад, который характеризуется интегральным характером мировой экономики. В результате ведущая роль в экономической деятельности переходит от единичных передовых экономик мира к экономическим объединениям нескольких государств, таких как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), ТАП и др.
В рамках этого процесса можно выделить две фазы: 2010-2018 гг. - фаза эмбрионального развития нового технологического уклада; 2019-2020 гг. - начало фазы бурного роста нанотехнологий и гелиоядерной энергетики.
Именно об этом говорил Президент РФ Владимир Владимирович Путин на встрече с академиками Российской академии наук, состоявшейся 22 июня 2017 г.: "...сегодня мы должны обеспечить безусловное развитие российской экономики, причем сделать это так, чтобы наша страна не только вписалась, а была одним из лидеров уже начавшейся технологической революции, чтобы в новый технологический уклад Россия вошла в качестве одного из лидеров. Такие шансы у нас, безусловно, есть, несмотря на все потери, которые российская наука понесла в середине 1990-х - начале 2000-х годов" [3].
Вступлению в новый технологический уклад вполне соответствуют и стратегические планы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), направленные на элиминацию кори и краснухи в 6 регионах мира (2015) и ликвидации этих инфекционных болезней в 5 регионах мира к 2020 г.
ВОЗ и Европейским бюро ВОЗ была разработана Глобальная стратегия сектора здравоохранения по вирусному гепатиту на пути к ликвидации вирусного гепатита в 20162021 гг., цель которой состоит в сокращении к 2030 г. числа новых случаев хронических гепатитов В и С на 90% и в уменьшении к этому сроку числа случаев смерти от гепатита В и С на 65% в связи с эффективным лечением 80% пациентов с этими заболеваниями.
Решение о глобальной ликвидации вирусных гепатитов к 2030 г. как проблемы общественного здравоохранения было принято в апреле 2016 г. на Ассамблее ВОЗ. Необходимость разработки программы обоснована значимостью для человечества этих инфекционных болезней, а разработка современных вакцинных и лечебных препаратов, которые могут защитить и вылечить больных вирусными гепатитами, определяет реальность достижения поставленной цели. Кроме того, накоплены знания по использованию новых, современных методов эпидемиологического анализа, позволяющих реально оценить бремя вирусных гепатитов и уровень необходимых затрат для реализации разработанных в программе задач. Принципиально новые подходы по воздействию на все 3 звена эпидемического процесса вирусных гепатитов (источник инфекции, пути передачи возбудителя и восприимчивый организм) позволяют ожидать достижения обозначенной программой цели.
В Глобальной стратегии сектора здравоохранения по вирусному гепатиту определены:
■ основные положения стратегии;
■ перспективное видение, цель, целевые показатели и руководящие принципы;
■ стратегические направления и первоочередные действия [4].
В настоящее время в мире живут около 400 млн больных гепатитом В и С, и, по имеющейся оценке, эта болезнь ежегодно уносит 1,45 млн человеческих жизней, являясь одной из основных причин смерти. Гепатиты В и С, вместе взятые, приводят примерно к 80% всех случаев смерти от рака печени. При этом большинство больных хроническим вирусным гепатитом не знают о своей болезни.
В Российской Федерации разработано 12 национальных проектов, направленных на обеспечение лидирующих позиций страны в период шестого технологического уклада (2010-2040), среди них - национальный проект "Здравоохранение". Разработанные национальные проекты отвечают положениям Указа Президента РФ В.В. Путина от 7.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [5].
Целью национального проекта "Здравоохранение", в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию (2018), является ".сбережение народа России и благополучие наших граждан".
В 2019-2024 гг. на развитие национальной системы здравоохранения запланировано ежегодно выделять средства из всех источников, в среднем >4% валового внутреннего продукта (ВВП). В абсолютном выражении это означает, что общие объемы расходов на здравоохранение должны увеличиться вдвое.
Отличительной чертой начала XXI в. является стремительное развитие синтетической биологии, основное направление которой заключается в проектировании и создании новых искусственных живых систем с заданными свойствами. Этому во многом способствуют доступность и дешевизна современных технологий в области синтетической биологии, что позволяет создавать искусственные живые системы с заданными свойствами буквально в кустарных условиях ("гаражная технология").
Очевиден двойственный характер таких технологий, допускающий размытые границы между возможностью применения искусственных живых систем с заданными свойствами не только в интересах общественного здравоохранения, но и с целью массового поражения населения в качестве биологического оружия. Этому способствуют неэффективность существующих правовых механизмов контроля создания и распространения современной продукции синтетической биологии, а также трудности прогноза последствий выхода искусственных живых систем в окружающую среду, которые могут привести к вытеснению искусственными живыми системами природных аналогов и представляют собой угрозу естественному биоразнообразию (биологическому балансу), сложившемуся на нашей планете.
Угрозы и вызовы в сфере охраны здоровья наших граждан нашли отражение в Указе Президента РФ В.В. Путина от 6.06.2019 № 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года" [6]. Среди них высокий уровень распространенности сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и других заболеваний, отток высококвалифицированных медицинских работников из государственных медицинских учреждений, высокий уровень наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С, туберкулеза, отравлений и травматизма.
Особое внимание в связи с бесконтрольным развитием синтетической биологии было обращено на риск противоправного осуществления опасной техногенной деятельности, в том числе с использованием генно-инженерных технологий, а также биологического терроризма.
Основные направления в области обеспечения биологической безопасности в нашей стране изложены в Указе Президента РФ от 11.03.2019 № 97 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" [7].
В Указе определены цель, принципы, приоритетные направления и задачи государственной политики РФ в области обеспечения химической и биологической безопасности, а также механизмы ее реализации.
Государственная политика в области обеспечения химической и биологической безопасности является частью системы государственного управления в сфере национальной безопасности Российской Федерации.
Цель государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности - поддержание допустимого уровня риска негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население и окружающую среду.
Определены приоритетные направления государственной политики в этой области:
■ мониторинг химических и биологических рисков;
■ совершенствование нормативно-правового регулирования и государственного управления;
■ развитие ресурсного обеспечения национальной системы химической и биологической безопасности;
■ осуществление комплекса мероприятий по нейтрализации химических и биологических угроз, предупреждению и минимизации химических и биологических рисков, повышению защищенности населения и окружающей среды от негативного воздействия опасных химических и биологических факторов, а также оценка эффективности указанных мероприятий.
В рамках мониторинга химических и биологических рисков как одного из направлений государственной политики в области химической и биологической безопасности выделены основные задачи:
■ комплексный анализ ситуации в области обеспечения химической и биологической безопасности, выявление новых химических и биологических угроз, прогнозирование их возможных последствий;
■ внедрение и применение согласованной на глобальном уровне системы классификации опасности и маркировки химических веществ и смесей, а также международной классификации опасных биологических агентов;
■ разработка современных методов индикации химических веществ (в том числе аэрозолей с наночастицами), искусственно полученных для создания наноматериалов или образующихся в процессе производства, и биологических агентов в окружающей среде и биологических средах;
■ разработка современных методов идентификации химических веществ и смесей для их последующей классификации и маркировки;
■ всестороннее изучение химических веществ и смесей, находящихся на территории РФ или поступающих в обращение, принятие программы исследований химических веществ и смесей, осуществления их оценки и регистрации;
■ ведение, сохранение и защита от несанкционированного доступа национальной коллекции патогенных микроорганизмов, анализ и оценка иных биологических коллекций, в том числе используемых в исследовательских и прикладных целях (микробиологических, ботанических, генетических) для принятия решений о необходимости их сохранения и защиты от несанкционированного доступа и др.
Общее руководство реализацией государственной политики в области химической и биологической безопасности осуществляет Президент РФ В.В. Путин.
Национальная система химической и биологической безопасности представляет собой совокупность сил, средств и мер, направленных на борьбу с химическими и биологическими угрозами, а также инструментов достижения цели государственной политики в этой области. Основными участниками национальной системы являются органы государственной власти, местного самоуправления, организации, индивидуальные предприниматели и граждане, которые принимают участие в обеспечении химической и биологической безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формирование государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности и контроль ее реализации осуществляет Совет Безопасности РФ.
Координацию деятельности федеральных органов исполнительной и государственной власти субъектов РФ, направленной на реализацию основных задач государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности, осуществляет Правительственная комиссия по вопросам биологической и химической безопасности РФ.
План мероприятий по реализации настоящих Основ утверждается Правительством РФ. План мероприятий по реализации Указа Президента РФ № 97 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.08.2019 № 1906-р (далее - План) [8].
План включает 2 основных раздела:
I. Совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения химической и биологической безопасности.
II. Обеспечение отдельных мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности.
В соответствии с ними в 2019-2020 гг. предусмотрена подготовка Правительством РФ трех проектов федеральных законов:
■ "О биологической безопасности Российской Федерации" (ответственные исполнители - Минздрав России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, 2019 г.), а также проекты актов, необходимых для его реализации;
■ "О химической безопасности Российской Федерации" (ответственные исполнители - Минздрав России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, госкорпорация "Росатом", 2020 г.), а также проекты актов, необходимых для его реализации;
■ "О присоединении Российской Федерации к международным договорам в области трансграничного перемещения генно-модифицированных организмов", в том числе:
- Картахенскому протоколу по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии;
- Нагойскому протоколу регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии;
- Нагойско-Куала-Лумпурскому дополнительному протоколу об ответственности и возмещении за ущерб к Картахенскому протоколу по биобезопасности.
Ответственными исполнителями по третьему законопроекту являются Минздрав России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Российская академия наук со сроком исполнения в 2023 г.
Предусмотрено приведение нормативных правовых актов РФ в соответствии с положениями технического регламента ЕАЭС "О безопасности химической продукции" (ответственные исполнители: Минпромторг России, Роспотребнадзор, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Российская академия наук) со сроком исполнения в 2021-2025 гг.
План предполагает подготовку ведомственного приказа "Об определении порядка выдачи сертификатов профилактических прививок, создания и ведения учета сертификатов профилактических прививок" (ответственные исполнители: Минздрав России, Роспотребнадзор со сроком исполнения 2022 г.).
Среди других правительственных задач следует отметить разработку и утверждение государственной программы Российской Федерации "Обеспечение химической и биологической безопасности Российской Федерации" (ответственные исполнители: Минздрав России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Российская академия наук со сроком исполнения 2020 г.), а также подготовку предложений по укреплению кадрового потенциала в области химической и биологической безопасности и совершенствованию системы подготовки специалистов, участвующих в обеспечении химической и биологической безопасности со сроком исполнения в 2020 г.
В свою очередь, укрепление кадрового потенциала в области химической и биологической безопасности обеспечивается:
■ совершенствованием механизмов подготовки специалистов - токсикологов, профпатологов, эпидемиологов, бактериологов, вирусологов, паразитологов, энтомологов и эпизоотологов, а также повышением привлекательности и престижа этих специальностей;
■ повышением уровня подготовки кадров, в том числе административно-технического персонала, по вопросам обеспечения химической и биологической безопасности при эксплуатации потенциально опасных химических и биологических объектов, а также по вопросам антитеррористической и противодиверсионной деятельности;
■ развитием учебно-методических центров, созданных на базе федеральных государственных научных и образовательных организаций (в том числе военных), расположенных в федеральных округах и некоторых субъектах РФ;
■ разработкой и внедрением образовательных программ, в том числе дополнительных профессиональных программ по вопросам анализа химических и биологических рисков, применением технологий управления рисками.
Одним из практических примеров совершенствования подготовки специалистов в области профилактической токсикологии является разработка на кафедре экологии человека и гигиены окружающей среды ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) и включение в учебный план студентов VI курса дисциплины по выбору "Прикладная гигиена", содержащей раздел (модуль) "Профилактическая токсикология". Данная дисциплина по выбору будет интересна в первую очередь тем студентам, которые стремятся к получению знаний и навыков в области экспериментальной гигиены и токсикологии, рассматривая ее в качестве будущей сферы своих профессиональных интересов [9].
Составной частью Плана является раздел о развитии международного сотрудничества в области химической и биологической безопасности, в том числе в целях укрепления режимов Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия. В соответствии с положениями раздела о международном сотрудничестве планируется подготовка ежегодного доклада, представляемого в Правительство РФ несколькими ведомствами, в том числе МИД России, Минобороны, СВР, ФСБ, Минздравом, Минпромторгом, Минсельхозом, Роспотребнадзором, Рос-сельхознадзором, ФМБА России.
Вместе с тем План предусматривает своевременную подготовку предложений по развитию механизмов гарантированного государственного обеспечения и социальной защиты специалистов в области химической и биологической безопасности, контактирующих с потенциально опасными химическими веществами и биологическими агентами; работников потенциально опасных химических и биологических объектов; людей, проживающих в зонах, подверженных негативному воздействию таких объектов, а также людей, пострадавших в результате аварий на них. Поэтому в 2021 г. заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (Минздрав, Минсельхоз, МЧС, Минпромторг, Минобороны России, Роспотребнадзор) представят соответствующие предложения в Правительство РФ.
Заключение
Указ Президента РФ от 11.03.2019 № 97 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" и распоряжение Правительства РФ от 28.08.2019 № 1906-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" являются фундаментальными основами системы государственного управления в сфере национальной безопасности РФ.