"Специалист - терапевту" - новый элемент непрерывного медицинского образования современного врача

Резюме

Представлена информация о новых формах профессионального образования врачей амбулаторного звена, реализуемых на базе Научно-практического центра подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов первичного звена ФГБОУ ВО "МГМСУ им. А.И. Евдокимова" Минздрава России. Междисциплинарный образовательный диалог между врачами разных специальностей повышает осведомленность терапевтов о диагностике и лечении смежной патологии, в том числе инфекционной природы. В условиях практического здравоохранения большинство пациентов с инфекционными заболеваниями первично оказываются в поле зрения терапевта или врача общей практики поликлиники. Поэтому начатые в форме вебинаров в 2019 г. образовательные мероприятия "Инфекционист - терапевту" вызвали большой интерес специалистов и будут продолжены в том числе в виде публикаций. В проведенном цикле вебинаров обсуждались вопросы профилактики, диагностики и лечения наиболее часто встречающихся в амбулаторной терапевтической практике инфекционных болезней, с акцентом на максимально раннее выявление такой патологии.

Ключевые слова:образование, инфекционные болезни, амбулаторный прием, вебинары

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Ющук Н.Д., Верткин А.Л., Дудина К.Р., Носова А.В. "Специалист - терапевту" - новый элемент непрерывного медицинского образования современного врача // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2020. Т. 9, № 2. С. 120-123. DOI: 10.33029/2305-3496-2020-9-2-120-123

Ритм современной жизни и быстрое развитие медицинах технологий/знаний диктуют необходимость проведения непрерывного образования врача. Этого требует и реформирование отечественного здравоохранения, которое выводит на первый план работу амбулаторно-поликлинического звена, а именно терапевта поликлиники и/или врача общей практики. Общее старение населения и высокая частота коморбидности требуют от клиницистов максимально персонализированного и, что особенно актуально на современном этапе, - междисциплинарного подхода к тактике ведения больных [1]. Даже высококвалифицированному интернисту подчас не удается в одиночку справиться с букетом различных заболеваний у одного пациента, и тогда он прибегает к коллегиальной помощи и образованию [2, 3].

В этой связи был инициирован образовательный проект "Специалист - терапевту", предложенный и с успехом воплощенный в течение 2018-2019 гг. на базе Научно-практического центра подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов первичного звена ФГБОУ ВО "МГМСУ им. А.И. Евдокимова" Минздрава России с участием РОО "Амбулаторный прием".

Концептуальная идея всего проекта заключается в максимальном расширении профессиональной эрудиции врачей первичного звена посредством диалога терапевта и представителя той или иной узкой специальности на экспертном уровне. Основная задача "гостей" - излагать материал в "поликлинических дозах", не перегружая аудиторию тонкостями той или иной узкой специализации и формируя у коллег-терапевтов целостный взгляд на обсуждаемую проблему. Формой обучения был выбран вебинар, поскольку в настоящее время система непрерывного медицинского образования уделяет большое внимание электронным формам получения информации, главная задача которых состоит в том, чтобы в короткий отрезок времени врач мог получить самую свежую информацию по той или иной отраслевой проблеме [2, 4, 5]. Основные итоги образовательного проекта "Специалист - терапевту" по темам и количеству посещений слушателями состоявшихся вебинаров представлены в таблице. Среднее количество зрителей на один вебинар составило 467 человек.

В 2018 г. проект дебютировал циклом под названием "Диалог терапевта и патологоанатома". В таком формате было проведено 23 клинико-анатомических разбора серией вебинаров в режиме реального времени с одним из ведущих отечественных морфологов, заведующим кафедрой патологической анатомии ФГБОУ ВО "МГМСУ им. А.И. Евдокимова" Минздрава России, главным патологоанатомом Департамента здравоохранения г. Москвы, профессором О.В. Зайратьянцем.

В настоящее время клинико-анатомические разборы стали больше эксклюзивным форматом, однако только они вносят в медицинскую практику объективность, доказательность и контроль, служат формой оценки новых методов диагностики и фармакотерапии, обеспечивают клинико-экспертную работу по анализу летальности и поиска методов и средств ее снижения. Выдающийся отечественный терапевт середины минувшего столетия, один из основоположников кардиологии в нашей стране академик А.Л. Мясников в свое время резонно заметил: "Оценка с точки зрения трех факторов: этиологии, патологической анатомии и патофизиологии, - является необходимым ингредиентом всякого клинического мышления".

Однако в рамках непрерывного медицинского образования врача первичного звена должны быть не только циклы тематического профессионального усовершенствования, но и подготовка по инфекционной патологии, которая может проходить в различных формах. Изменившиеся отраслевые реалии требуют от специалиста первичного звена детальной ориентации в самых разных областях внутренней медицины, прибегая к помощи узких специалистов лишь в отдельных случаях [2, 5].

Основные итоги образовательного проекта "Специалист-терапевту"*

* - записи всех вебинаров находятся в соответствующем разделе на титульной странице сайта ambulatory-doctor.ru, а также на YouTube-канале общества "Амбулаторный врач".

Достижения медицины в развитых странах сместили инфекционные болезни как причину смертности с первых мест, однако их доля остается одной из ведущих в структуре заболеваемости и нетрудоспособности. Например, грипп и ОРВИ в России ежегодно переносят более 30 млн человек, а ежегодный суммарный экономический ущерб оценивается в 40 млрд руб. (около 80% ущерба от всех инфекционных болезней) [6]. В связи с развитием туризма нередки случаи выявления среди российских граждан тропических инфекций, в том числе геморрагических лихорадок. Следует отметить, что большинство инфекционных больных первично оказываются в поле зрения терапевта или врача общей практики поликлиники, а инфекционные болезни различного генеза составляют немалую долю обращений пациентов за медицинской помощью в первичное звено, специалисты которого должны быть компетентны в вопросах диагностики и адекватного лечения таких больных.

Цикл вебинаров "Инфекционист - терапевту" стартовал осенью 2019 г. и вызвал большой интерес врачей различных специальностей. Вебинары данной серии проходили в формате диалога между терапевтом и инфекционистом, в ходе которого в онлайн-режиме обсуждены вопросы профилактики, диагностики и лечения наиболее часто встречающихся в амбулаторной терапевтической практике инфекционных болезней с акцентом на максимально раннее выявление такой патологии. Затронуты ситуации, требующие помощи инфекциониста и неотложной госпитализации пациентов в инфекционный стационар.

На страницах журнала планируется рассмотреть основные проблемы инфекционной патологии, с которыми сталкивается врач первичного звена.

Темы образовательного проекта "Инфекционист - терапевту"

■ "Портрет" пациента с инфекционной патологией.

■ Ключевые признаки инфекционной патологии, протекающей с поражением ротоглотки.

■ Катарально-респираторный синдром.

■ Диспепсия и диарейный синдром в практике врача-терапевта.

■ Основные симптомы и синдромы инфекционной патологии нервной системы.

■ Поражение почек при инфекционной патологии.

■ Лихорадка неуточненной этиологии.

■ Лимфаденопатии при инфекционной патологии.

■ Гепатолиенальный синдром при инфекционной патологии.

■ Синдром желтухи при инфекционной патологии.

■ Экзантемы при инфекционной патологии.

■ Маски ВИЧ-инфекции.

■ Когда стоит задуматься о гельминтозах?

■ Завозные инфекционные болезни.

■ Неотложные состояния при инфекционной патологии.

Как следует из представленного списка, выбор тем для обсуждения далеко не случайный, ведь на практике часто приходится проводить дифференциальную диагностику. Например, гепатолиенальный синдром может наблюдаться при ряде инфекционных болезней, а также при острых и хронических заболеваниях печени, протекающих с расстройствами кровообращения в системах воротной и селезеночной вен (тромбоз и облитерация сосудов, врожденные и приобретенные дефекты), при болезнях накопления (гемохроматоз, гепатоцеребральная дистрофия, болезнь Гоше и др.), заболеваниях крови и лимфоидной ткани, при патологии сердечно-сосудистой системы, протекающей с хронической недостаточностью кровообращения.

Часто в практике терапевта и инфекциониста требуется проведение дифференциального диагноза, например при патологии почек. Трудности возникают и при трактовке причин возникновения лихорадки, лимфаденопатии, желтушного синдрома, сыпи и др. Поэтому цикл статей в рамках образовательного проекта "Инфекционист - терапевту" как составляющая непрерывного медицинского образования врача будет интересен не только терапевтам, но и представителям других клинических специальностей, так или иначе занимающимся вопросами внутренней медицины.

Литература

1. Верткин А.Л. Коморбидный пациент : руководство для практических врачей. Москва : Эксмо, 2015.

2. Родюкова И.С., Верткин А.Л. Поликлиническая терапия: новый взгляд на образование врача // Амбулаторный прием. 2017. Т. 3, № 1 (7). 70-73.

3. Верткин А.Л., Силина Е.Г Инфекционные заболевания. Москва : Эксмо, 2019.

4. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В., Кухтевич Е.В. Инфектология: проблемы и актуальные перспективы развития непрерывного медицинского образования врачей // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2013. № 1. 16-20.

5. Ратникова Л.И., Шип С.А. Востребованность расширенных видеолекций в непрерывном медицинском образовании по специальности "инфекционные болезни" // Непрерывное медицинское образование и наука. 2016. Т. 11, № 2. С. 17-20.

6. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году : Государственный доклад. Москва : Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2019. 254 с.


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»