Практико- и личностно-ориентированная модель изучения инфекционных болезней в контексте цифровизации медицинского образования

Резюме

Цифровизация медицинского образования - один из трендов образовательного процесса. Учитывая традиции и инновации в педагогике, а также характерные особенности познавательной сферы современных студентов-медиков, по всей видимости, наилучшим подходом проведения занятия в форме контактной работы является сочетание сетевого/мобильного обучения с обязательным непосредственным общением врача-педагога и студента. В статье представлены разработанные методические приемы организации учебного процесса по отдельным темам дисциплины "Инфекционные болезни".

Ключевые слова:высшее медицинское образование, практико-и личностно-ориентированная педагогика, инфекционные болезни

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Зорин К.В. Практико- и личностно-ориентированная модель изучения инфекционных болезней в контексте цифровизации медицинского образования // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2020. Т. 9, № 2. С. 115-119. DOI: 10.33029/2305-3496-2020-9-2-115-119

Цифровизаиия образования и современный студент-медик

В настоящее время стратегическим направлением развития высшей школы является цифровизация, пришедшая на смену информатизации и компьютеризации. Раньше в деле повышения качества образования акцент делался на вычислительную технику, компьютеры и информационные технологии, теперь - на системный подход к цифровым ресурсам (онлайн- и дистанционное обучение, электронные учебники и документация, видеолекции, вебинары, телемедицина и т.д.). Положительные стороны цифровизации медицинского образования широко известны. Однако она таит и немалые угрозы (несформированность или атрофия клинического мышления, утрата навыков обследования больного, разобщение врача с пациентом, этические проблемы и пр.).

На фоне этих объективных реалий ведущую роль в профессиональном обучении должна играть собственная активная и осмысленная установка студента-медика и практикующего врача: именно он решается изменять себя в процессе обучения, именно он ставит задачу созидания себя как профессионала. Постепенно обучающийся развивает качества и способности, которых у него не было. Среди этих способностей особо выделяют клиническое мышление, эмоциональный интеллект и нравственно-деонтологическую компетентность.

Цифровизацию образования врача необходимо совместить с достижениями практико- и личностно-ориентированной педагогики [1-4]. Главная цель - способствовать личностному росту студентов при сохранении значимости задач подготовки к профессиональной деятельности. Проблема усугубляется тем, что зачастую возникает конфликт между традиционной (линейной) подачей учебной информации и современным индивидуальным стилем усвоения информации студентами.

Анализируя многолетний опыт преподавания в медицинском вузе и экспертные мнения ведущих специалистов профессорско-преподавательского состава кафедр, можно констатировать, что современные студенты разительно отличаются от своих ровесников конца XX - начала XXI в. Не углубляясь в причины этого явления, выделим основные изменения, произошедшие в когнитивной (познавательной) способности современных студентов. Не претендуя на полноту освещения картины перемен, стоит избегать неоправданных обобщений. В этом случае будет понятно, какие формы и методы преподавания и воспитания эффективны и неэффективны в современных условиях внедрения электронных технологий в образовательный процесс.

Экспериментальное изучение влияния информационных технологий на когнитивные процессы в целом и мышление в частности показало, что мышление современных обучающихся формируется под влиянием фрагментарности информационного потока, алогичной и разнородной поступающей информации, высокой скорости переключения между частями информации и является клиповым [5]. Установлено, что клиповое мышление имеет как плюсы, так и минусы. Оно обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок, характерных для современного быстро меняющегося мира.

Умение быстро переключиться с одного источника информации на другой позволяет не перегружать мозг ненужным материалом.

Многие обучающиеся действительно не умеют фиксировать внимание, адекватно воспринимать и запоминать длинные тексты, углубляться в суть предлагаемой профессиональной информации, что снижает объем усвоения знаний и умений. Безусловно, есть и очень одаренные студенты с высоким менталитетом и интеллектом. Но это не результат "конвейерного школьного образования" для сдачи единого государственного экзамена, а скорее плод совместных усилий родителей и специалистов, развивающих богатый природный потенциал ребенка.

Исследование индивидуальных особенностей памяти у студентов I курса медицинского вуза показало, что у них недостаточно развита слуховая, образная и оперативная память. Длительность произвольной памяти у половины опрошенных была удовлетворительной, у остальных - на низком уровне [6].

Сформированное клиповое мышление уменьшает способность к длительной концентрации. Сосредоточенности хватает всего на 5-15 мин. Такие обучающиеся прорабатывают материал невнимательно, ненадолго оставляя в памяти лишь обрывочные поверхностные факты, т.е. не развивается долгосрочная память. Внимание обычно акцентируется на общих формулировках, но не на конкретных фактах и понимании главного. Снижение способности к аналитическому мышлению приводит к незрелости и ментально-эмоциональной деградации личности. А поскольку информация воспринимается обрывочно, без синтетического анализа, то и словесное выражение мысли примитивно, косноязычно. Следствие этого - неумение грамотно выразить свои соображения, четко сформулировать вопросы и ответы, отсюда - поспешные суждения и выводы, скудный словарный запас, обильное цитирование мемов из социальных сетей [7-9].

К особенностям современной молодежи можно отнести умение работать с большим массивом информации и быстро переключаться. Известно, что студенты одновременно слушают музыку, общаются в чатах, заходят на интернет-сайты, редактируют фотографии и при этом скачивают рефераты, ответы на тесты, коллоквиумы и т.д. Именно скачивают, а не пишут самостоятельно.

Проиллюстрировать все эти факты можно примером типичного рассуждения студентов-медиков: "Зачем думать самостоятельно, если можно спросить Google или Yandex?"; "Для чего разбираться в этиологии, патогенезе, симптоматике, лечении и профилактике болезней, когда проще заучить или угадать ответы на тесты?"; "Сегодня не так важно знать информацию: главное уметь ее вовремя найти. Так нас учили в школе!"

Таким образом, привычка к поверхностному потреблению информации мешает логически анализировать, решать сложные клинические задачи и усваивать многоплановые профессиональные учебные тексты. Все это препятствует формированию клинического мышления и приобретению профессиональных компетенций. Читая лекцию-монолог, преподаватель зачастую не достигает поставленных целей, поскольку слушатели его просто не могут понять. Вот почему нужно искать новые формы и методы учебно-воспитательной работы, адекватные сложившимся условиям.

Возникает вопрос: как достижения в области практико- и личностно-ориентированной педагогики совместить с использованием современных цифровых технологий при обучении студентов медицинского вуза, имеющих клиповое мышление?

Практико- и личностно-ориентированная педагогика и сетевое обучение при освоении дисциплины "Инфекционные болезни"

Учитывая традиции и современные новации в образовании, а также особенности познавательной сферы студентов-медиков, считается, что наилучшим способом организации учебного процесса является сочетание цифрового/мобильного обучения и занятий в форме контактной работы, предполагающих непосредственное общение врача-педагога со студентом. Схема такого общения может быть представлена в виде следующей последовательности действий: преподаватель предлагает студентам решить ситуационную клиническую задачу; в ходе выполнения этого задания необходимо самостоятельно провести информационный поиск, используя в том числе возможности интернета; найденный материал необходимо обобщить; обобщенный материал используется для решения конкретной задачи; совместное обсуждение с преподавателем решения клинической ситуационной задачи (диалоговое общение студента и преподавателя) формирует и закрепляет необходимые знания, умения и практические навыки.

Рассмотрим эту модель на примере изучения вопросов, связанных с дисциплиной "Инфекционные болезни". Занятие рекомендуется проводить в малых группах. Преподаватель дает каждой группе задание посмотреть в интернете художественные фильмы, содержание которых затрагивает вопросы инфектологии (см. таблицу).

Рекомендуемый перечень художественных фильмов для обсуждения на занятии в форме контактной работы

После просмотра фильма необходимо его обсудить в социальных сетях и в итоге представить на практическом занятии доклад (презентацию). В ходе проведения занятий с обсуждением художественных фильмов был отмечен творческий подход: студенты предлагали и другие фильмы на заданные темы.

Включение в процесс мышления зрительных и слуховых образов придает абстрактным понятиям (например, факторам риска и путям инфицирования) наглядный, конкретный характер. А визуализация учебного материала и декодирование его слушателями порождают проблемную ситуацию, решение которой требует активной мыслительной деятельности.

Анализируя развитие сюжета художественных фильмов, студенты задумываются над тем, что нужно не только изучать способы диагностики, лечения и профилактики, но и видеть нечто гораздо большее - гуманитарные аспекты человеческих отношений, понимать мотивы и ценности, которыми руководствуется страдающий человек. Это обогащает менталитет, учит сострадать и глубже разбираться в особенностях внутреннего мира пациента и клинической картины болезни.

Вот несколько высказываний студентов после проведенных занятий: "Я старался смотреть фильм не как обычный зритель, а как будущий врач"; "Раньше я уже прочитал две статьи о путях заражения ВИЧ. Но фильм показал все это более рельефно"; "Я вовсе не думал о таких важных для работы врача моментах, которые вскрылись во время просмотра и обсуждения фильма"; "Это домашнее задание помогло мне глубже понять и прочувствовать то, что рассказывалось на лекции"; "Домашнее задание было неожиданным, интересным и не нудным"; "Просматривая фильм, я так переживала за главного героя, что невольно поставила себя на его место! Как же трудно бывает выжить человеку, которого бьет болезнь! И как сильно он нуждается в помощи!"

Использование мультимедийных средств, видеороликов, художественных и документальных фильмов - это наиболее подходящий способ представления материала для молодых людей, привыкших потреблять визуальный контент. Обычно они приветствуют включение фильмов в учебный процесс и сами активно обсуждают их. Основной акцент делается на развитии личностно-смысловой сферы и интеллектуальных умений, что в дальнейшем дает возможность самостоятельно получать и анализировать новые знания.

Заключение

Описанный подход изучения некоторых разделов дисциплины "Инфекционные болезни" соответствует принципам практико- и личностно-ориентированного обучения и цифровизации учебного процесса как одного из трендов развития высшего образования. Данный подход, учитывающий когнитивные способности современных студентов-медиков, направлен на формирование особой информационной культуры, т.е. умения целенаправленно, а не поверхностно работать с информацией и использовать цифровые технологии для ее получения, обработки и передачи. Богатый арсенал компьютерных возможностей вполне знаком современной молодежи, позволяет развивать понятийное (словесно-логическое), а не клиповое мышление, творческий и интеллектуальный потенциал, коммуникативные способности - важные составляющие формирования клинического мышления.

Литература

1. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В., Уколова Е.М., Суворова Е.В. Нравственно-просветительские аспекты деятельности врача-педагога : учебное пособие / под ред. Н.В. Кудрявой. Москва : МГМСУ, 2015. 384 с.

2. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. НД Ющука. Москва : ГОУ ВУНМЦ 2005. С. 131.

3. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. Психология и педагогика в медицинском образовании : учебник для студентов учреждений высшего образования / под ред. Н.В. Кудрявой. Москва : Кнорус, 2016. 320 с.

4. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Волошина Е.А., Зорин К.В. Педагогика в медицине : учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. Москва : Академия, 2012.

5. Березовская И.П. Проблема методологического обоснования концепта "клиповое мышление" // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2015. № 2. С. 133-138.

6. Седых А.В., Шаламова П.Э. Оценка когнитивной функции у студентов 1 курса. Выявление индивидуальных особенностей памяти // Материалы IX Международной студенческой научной конференции "Студенческий научный форум". URL: https://www.scienceforum.ru/2017/article/2017039891

7. Старицына О.А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 2. С. 270-274.

8. Землинская Т.Е., Ферсман Н.Г Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4. С. 153-160.

9. Стрекалова Н.Б. Влияние информационных технологий на качество учебного процесса // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Т. 19, № 6. С. 48-53.


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»