Рецензия на учебно-методическое пособие "Инфекционные болезни. Руководство к практическим занятиям" под редакцией академика РАН Н.Д. Юшука, профессора Е.В. Волчковой, профессора Ю.В. Мартынова

* Инфекционные болезни. Руководство к практическим занятиям / под ред. Н.Д. Ющука, Е.В. Волчковой, Ю.В. Мартынова. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. 720 с.

Руководство к практическим занятиям по дисциплине "Инфекционные болезни" подготовлено ведущими специалистами 14 кафедр инфекционных болезней медицинских вузов России. Материалы, представленные в учебном пособии, отражают многолетний опыт профессиональной и педагогической работы при проведении практических занятий со студентами лечебных факультетов.

В пособии представлена теоретическая информация, которая необходима для педагогической деятельности как начинающих преподавателей, так и имеющих солидный педагогический стаж работы на кафедре. Выбранная форма учебно-методического пособия, с одной стороны, унифицирует структуру проведения практического занятия, а с другой - позволяет использовать разнообразие вариантов аудиторной работы со студентами клинических кафедр медицинских вузов. Примерные варианты контрольно-измерительных материалов дают возможность адекватно оценивать отрабатываемый практический навык. Кроме этого, представлены задания для самоподготовки студентов к практическому занятию с их последующим контролем преподавателем в ходе аудиторной работы.

Учебно-методическое пособие содержит 27 тем практических занятий по дисциплине "Инфекционные болезни", которые изложены по единому структурированному плану с учетом ФГОС. Каждая тема имеет хронокарту практического занятия, примерный план его проведения и варианты контрольно-измерительных материалов разной степени сложности (контрольные вопросы, тестовые задания закрытого типа, клинические стандартизованные ситуационные задачи). Удачным является приведение операционной схемы общего алгоритма действий при решении ситуационной задачи. Использование на практическом занятии данной схемы способствует развитию клинического мышления, что важно для дальнейшей профессиональной деятельности в практическом здравоохранении.

Особенностью дизайна учебного пособия является выделение в каждой теме раздела "контроль освоения практического навыка", отрабатываемого на конкретном практическом занятии, владение которым необходимо для успешного прохождения процедуры первичной аккредитации.

Отличительные стороны учебно-методического пособия - обоснованность его структуры, содержательная целостность, многообразие авторского иллюстративного материала, который может быть использован в качестве раздаточного на практическом занятии.

Таким образом, рецензируемое учебно-методическое пособие "Инфекционные болезни. Руководство к практическим занятиям" можно рассматривать как удачный опыт творческой работы коллектива авторов, которому удалось переосмыслить подходы ведения аудиторных занятий с использованием различных форм активного обучения студентов на кафедрах инфекционных болезней. Считаю, что данное учебное пособие должно быть широко использовано в педагогическом процессе на кафедрах инфекционных болезней как обязательный компонент при подготовке к повседневной учебной работе. Руководство к проведению практических занятий должно стать настольной книгой начинающего преподавателя.

Жданов К.В., член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы, начальник кафедры инфекционных болезней (с курсом медицинской паразитологии и тропических заболеваний) Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, главный инфекционист Минобороны России


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»