Портфолио по дисциплине "Инфекционные болезни" как вариант новой образовательной технологии

Резюме

Цель работы - оценить возможность применения новой образовательной технологии портфолио студента по дисциплине "Инфекционные болезни" как одного из оценочных средств, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом.

Материал и методы. Описана структура портфолио студента по дисциплине "Инфекционные болезни" и охарактеризованы его разделы.

Результаты и обсуждение. Авторы приводят возможный вариант оформления портфолио обучающегося по дисциплине "Инфекционные болезни" для предоставления его на экзамене с целью получения дополнительных баллов и повышения итоговой оценки. В дальнейшем портфолио дисциплины "Инфекционные болезни" может быть использовано при поступлении в ординатуру для повышения конкурентной способности поступающего.

Ключевые слова:портфолио дисциплины, инфекционные болезни

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют от отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Бельтикова А.А., Любимцева О.А., Кашуба Э.А., Фролова О.И., Орлов М.Д., Морозов Н.А., Кондратова С.Е. Портфолио по дисциплине "Инфекционные болезни" как вариант новой образовательной технологии // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2020. Т. 9, № 1. С. 121-125. doi: 10.33029/2305-3496-2020-9-1-121-125

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности - оценку личных достижений обучающегося, что связано с реализацией личностно ориентированного подхода к обучению [1, 2]. Для общества становится важной объективизация личных достижений каждого субъекта образовательного процесса. В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования регламентирует формирование компетенций у обучающихся [3, 4]. Одним из эффективных и оптимальных способов управления процессом обучения, обеспечивающих повышение качества образования и организации накопительной системы оценки, является использование портфолио, поскольку оно дает представление о развитии и закреплении необходимых профессиональных компетенций у обучающегося. В практике оценки качества образования в вузе используется 5 видов портфолио [5]: профессиональное портфолио (портфолио преподавателя), портфолио курса, портфолио преподавательской деятельности, портфолио образовательного учреждения и портфолио студента. Профессиональное портфолио и портфолио студента можно рассматривать как портфолио достижений. Портфолио достижений студента содержит сведения о его учебных и внеучебных успехах, а также об успехах в исследовательской деятельности [6, 7]. Поскольку портфолио студента отражает его индивидуальную траекторию развития и позволяет в полной мере оценить динамику профессионального и личностного роста будущего профессионала, способствует повышению его ответственности и развитию самооценки, поддерживает самоопределение и самореализацию, было предложено адаптировать портфолио студента под дисциплину "Инфекционные болезни". Для студента портфолио дисциплины является своеобразным организатором его учебной деятельности, поскольку при оформлении обучающимся собственного портфолио происходит систематизация накапливаемых знаний и опыта, а также наступает более четкое осмысление направления своего развития в будущей профессиональной деятельности, формируются ответственное отношение к изучаемому предмету и адекватная самооценка. В целом оформленное портфолио дисциплины студента отображает достоверный уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, в связи с чем нами было предложено адаптировать портфолио студента применительно к дисциплине "Инфекционные болезни".

Цель работы - оценить возможность применения новой образовательной технологии - портфолио студента по дисциплине "Инфекционные болезни".

Материал и методы

Разработаны методические рекомендации по оформлению портфолио дисциплины при обучении в ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России. На вводной лекции студентам V курса лечебного факультета было предложено с начала учебного года приступить к формированию портфолио и по завершении изучения курса "Инфекционные болезни" представить его на кафедральном экзамене. Портфолио позволяло студенту добрать баллы непосредственно на экзамене и повышало его шансы на получение оценки "отлично" на экзамене.

Результаты и обсуждение

В 2017/2018 учебном году на V курсе лечебного факультета обучались 299 студентов, из них портфолио дисциплины "Инфекционные болезни" к кафедральному экзамену подготовили 8 человек, что составило 2,7%; в 2018/2019 учебном году обучались 294 студента, из них портфолио подготовили 18 (6%) человек.

При формировании портфолио по дисциплине "Инфекционные болезни" студентам было необходимо придерживаться принципов индивидуальности, самостоятельности, последовательности и грамотности изложения. В методических рекомендациях приведены единые требования к оформлению портфолио дисциплины. При оформлении портфолио по дисциплине "Инфекционные болезни" предлагалась следующая структура: титульный лист, резюме обучающегося, теоретический раздел, практический раздел, раздел самостоятельной работы, раздел по симуляционному обучению, раздел научной работы, раздел результатов по дисциплине, заключение, приложение и список литературы, использованной за период обучения.

В резюме обучающегося студенту нужно было указать основные сведения о себе и сфере своих научных интересов, перечислить учебные и научные достижения по другим дисциплинам, обозначить результаты своего участия в общественной, культурной и спортивной жизни в вузе и за его пределами. В конце резюме обязательно указывалась личная цель изучения дисциплины "Инфекционные болезни".

В теоретический раздел входили перечень лекций с указанием формы проведения (очная или с использованием дистанционных информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе на платформе Edukon, вебинар, видео- или аудиолекция), темы лекции, даты посещения, ФИО лектора и приложением письменных конспектов в полном объеме всех посещенных лекций по пройденной дисциплине.

В практическом разделе содержался перечень всех посещенных практических (семинарских) занятий по пройденной дисциплине, а также письменные записи и заметки автора портфолио дисциплины. В практическом разделе портфолио необходимо было указать вид выполненной работы в аудитории с преподавателем, конспект, курацию больного и написание истории болезни, разбор и анализ историй болезни или амбулаторной карты пациента, проведение бесед с разными группами населения по вопросам охраны здоровья.

В раздел самостоятельной работы включалась выполненная самостоятельная работа: письменное написание 4 рефератов в объеме 10-20 страниц по темам 4 учебных модулей: "Кишечные инфекции", "Желтухи", "Лихорадки" и "Дифференциальная диагностика инфекционных болезней". Дополнительно при оформлении раздела по самостоятельной работе можно было включить решенные вне аудитории ситуационные задачи и тестовые задания, разработку мультимедийных презентаций, лист курации пациентов (дежурство в приемном отделении ГБУЗ ТО "Областная инфекционная клиническая больница" г. Тюмени), документы о посещении конференций с предоставлением конспектов и сертификата слушателя, документы о прослушивании вебинаров по инфекционным болезням (различные онлайн-курсы: Stepik, "Универсариум", "Открытое образование" и др.).

В раздел по симуляционному обучению входили перечень обучающих мероприятий по неотложной помощи в инфектологии и подробное описание полученных навыков в симуляционном центре с указанием даты и фамилии куратора.

Раздел научной работы содержал список посещения занятий научного кружка, предоставление материалов научной работы и включал оригиналы и копии статей, скриншоты ссылок на исследования, опубликованные на основании проведенной работы, презентацию научной работы, ее распечатанный вариант, перечень проектов, аннотаций, фотографий, а также копии дипломов об участии обучающегося в конференциях разного уровня: внутривузовского, областного, регионального, всероссийского, международного. Раздел также включал перечень отзывов, рецензий, характеристик и рекомендаций студента.

В раздел результатов по дисциплине входили сведения о промежуточной аттестации, что позволяло оценить и в динамике проследить уровень успеваемости студента. Далее в портфолио дисциплины приводились результаты итоговой аттестации обучающегося.

В заключение студент устанавливал значение дисциплины "Инфекционные болезни" в своей подготовке, соотносил со своей первоначальной целью изучения дисциплины и, таким образом, определял ее роль и место в собственной будущей профессиональной деятельности.

В приложение выносили все объемные материалы, которые не уместились в основную часть: лекционную тетрадь, материалы практических и лабораторных занятий, материалы научных достижений, а также копии дипломов и сертификатов и иных документов, полученных обучающимся в результате участия в различных мероприятиях в рамках изучаемой дисциплины.

По завершении оформления портфолио по дисциплине "Инфекционные болезни" студент обязательно указывал список литературы, использованной за период обучения.

Оформленное портфолио дисциплины студент представлял на экзамен. Содержание портфолио оценивали по 4-уровневой системе, разработанной С.Дж. Пейпом и М. Чойшановым [8, 9] и адаптированной на кафедре инфекционных болезней с курсами детских инфекций, дерматовенерологии и косметологии ФГБОУ ВО "Тюменский ГМУ" Минздрава России.

Были выделены следующие уровни оценки:

■ Самый высокий уровень - содержание портфолио свидетельствовало об очевидном прогрессе студента с участием в студенческом научном обществе кафедры и выступлением на конференции Тюменского ГМУ, о высоком уровне самооценки и творческом отношении к предмету. В содержании и оформлении портфолио ярко выделялись оригинальность, избирательность, творчество. На экзамене к полученным баллам за ответ добавлялись дополнительные 5 баллов за оформленное студентом портфолио по дисциплине "Инфекционные болезни".

■ Высокий уровень - портфолио демонстрировало полностью представленные материалы обязательной категории - знания и умения студента, но могли отсутствовать некоторые элементы из остальных разделов, а также могла быть недостаточно выражена оригинальность в содержании или отсутствовал творческий элемент в оформлении портфолио. Студент участвовал в работе студенческого общества кафедры, но не выступал на конференции Тюменского ГМУ (по объективным причинам). На экзамене к полученным баллам за ответ добавлялись дополнительные 3 балла за оформленное студентом портфолио по дисциплине "Инфекционные болезни".

■ Средний уровень - в портфолио содержались полностью представленные материалы обязательной категории, по которым можно было судить об уровне сформированности отраженных в федеральном стандарте знаний, навыков, умений и компетенций. Могли отсутствовать материалы из остальных категорий и творческий элемент в оформлении.

■ Слабый уровень - в портфолио данного уровня представлялись отрывочные сведения и задания из разных категорий, отдельные незаконченные работы. По такому портфолио практически невозможно было определить прогресс в обучении и уровень сформированности требуемых знаний, умений, навыков и компетенций - качеств, отражающих основные цели курса. По нему трудно сформировать представление о процессе работы и достижениях студента.

Студентам, имеющим средний и слабый уровень подготовки, занимающимся без должного прилежания и усердия, не принимающим участия в работе студенческого научного общества кафедры, дополнительные баллы не начислялись, и их портфолио на экзамене не рассматривалось.

В 2017/2018 учебном году к экзамену по дисциплине "Инфекционные болезни" на V курсе лечебного факультета портфолио дисциплины подготовили 8 человек, все из них были оценены максимальным баллом. В 2018/ 2019 учебном году портфолио дисциплины подготовили 18 человек, что было в 2,3 раза больше, чем в предыдущем году. Тем не менее максимальный балл за оформленное портфолио дисциплины (самый высокий уровень) получили всего 83,3% (n=15), меньший балл, соответствовавший высокому уровню, - 16,7% (n=3) студентов. Подобная ситуация продемонстрировала повышение заинтересованности студентов в получении знаний и их структурирование по дисциплине "Инфекционные болезни", а также повысила активность студентов, успевающих на "хорошо", и мотивировала их приложить больше усилий в освоении предмета для получения оценки "отлично" на экзамене.

Таким образом, портфолио студента по дисциплине "Инфекционные болезни" может быть предложено для интеграции в образовательный процесс, поскольку оно представляет современную образовательную педагогическую технологию формирования профессиональных компетенций, которая позволяет организовать самостоятельную работу студентов и обеспечивает самооценку результативности прохождения своей образовательной деятельности и динамики своего профессионального развития.

Введение в образовательный процесс портфолио дисциплины студента положительно влияет на организацию учебного процесса, поскольку повышается образовательная активность студентов, поддерживается высокая учебная мотивация, формируется умение учиться (ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность), развиваются навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, повышается уровень осознания студентами своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего обучения со стороны учащихся более осознанным и ответственным. При дальнейшем выборе профессиональной деятельности обучающимся в пользу специальности "Инфекционные болезни" портфолио дисциплины для будущего специалиста может стать подспорьем при поступлении в ординатуру и повысить его конкурентную способность.

Литература

1. Заир-Бек С.И., Загашев И.О., Марико В.В. Инновации в образовании // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 6. С. 11-21.

2. Карамзина А.Г., Сильнова С.В. Технология портфолио как метод усвоения и закрепления учебного материала // Образовательные ресурсы и технологии. 2015. № 1. С. 20-27.

3. Бизикова О.А. Портфолио как технология организации самостоятельной работы студентов-заочников // Вестн. НВГУ. 2016. № 1. С. 19-26.

4. Белянинова Ю.В., Гусева Т.С., Захарова Н.А., Савина Л.В., Соколова Н.А., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (постатейный).

5. Гюрова В.Т., Зелеева В.П. Портфолио в системной оценке качества образования // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2012. Т. 154, кн. 6. С. 280-287.

6. Лисник Ю.С., Чурикова И.Э. Образовательная технология "портфолио" и возможность её применения в учебном процессе // Нова-Инфо. 2015. № 32. С. 2.

7. Самодова О.В., Васильева Е.Ю. Самостоятельная работа студентов: организация и содержание. Инфекционные болезни у детей : учеб. пособие. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. 144 с.

8. Пейп СДж., Чойшанов М. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. 2000. № 1. С. 75-82.

9. Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. Ярославль : Изд-во ЯГПУ. 2008. 98 с.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»