Современный подход к организации и проведению выездных курсов повышения квалификации специалистов

Резюме

Стремительно меняющиеся условия жизни общества повышают требования, предъявляемые к специалисту, и к методологии дополнительного профессионального образования. Подготовка высококвалифицированных кадров на современном этапе, помимо существующей практики, включает обучение, связанное с внедрением электронных и мультимедийных технологий. Особое значение придается развитию дистанционных форм обучения.

Цель исследования - организация выездных курсов повышения квалификации специалистов в области эпидемиологии, бактериологии, лабораторной диагностики и профилактики инфекционных болезней. С помощью аналитического метода изучены законодательные, нормативные, методические документы, публикации в области применения электронных и дистанционных технологий при организации и проведении выездных курсов повышения квалификации бактериологов, эпидемиологов, лаборантов.

Результаты и обсуждение. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации программ выездных курсов позволяет: 1) существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации подготовки специалистов; 2) слушателю курсов заочно, независимо от территориального нахождения, самостоятельно осваивать модули, предназначенные для изучения, индивидуально планировать график работы, использовать учебные материалы, изложенные в соответствии с новейшими достижениями науки и техники, действующей законодательной и нормативно-методической базой; 3) дистанционно контролировать уровень усвоения знаний; 4) сочетать приобретение знаний в рамках заочной части обучения с детальной проработкой актуальных вопросов на практических занятиях при очной части обучения.

Заключение. Применение элементов электронного, дистанционного обучения и контроля знаний при очно-заочной форме подготовки бактериологов, эпидемиологов, лаборантов существенно повышает эффективность обучения на выездных курсах.

Ключевые слова:дополнительное профессиональное образование, выездные курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, электронное обучение

Для цитирования: Тихомирова Л.А., Малюкова Т.А., Шмелькова Т.П., Попов Ю.А. Современный подход к организации и проведению выездных курсов повышения квалификации специалистов // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2019. Т. 8, № 4. С. 78-83. doi: 10.24411/2305-3496-2019-14010

Один из приоритетов государственной политики - охрана здоровья населения [1, 2]. Актуальной задачей при этом является подготовка высокопрофессиональных специалистов, владеющих знаниями, умениями и навыками в области эпидемиологии, лабораторной диагностики и профилактики инфекционных, в том числе особо опасных, болезней человека [3].

Технология послевузовского профессионального обучения - это система действий, способствующая эффективной передаче слушателям курсов новых знаний, приобретению профессиональных умений и навыков. Наиболее важной сегодня становится концепция обучения в течение всей жизни (Life Long Learning) [4, 5].

Современные тенденции в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО) диктуют необходимость оптимизации образовательного процесса за счет создания и внедрения информационно-коммуникационных средств и технологий с долей дистанционного обучения, обеспечивающих доступное получение новейших данных, гибкость обучения, возможность оперативно корректировать программы подготовки специалистов и контролировать уровень исходных и полученных знаний, реагируя на приоритетные профессиональные задачи, в том числе обусловленные изменяющимися условиями жизнедеятельности человека. Вместе с тем обучение должно обеспечивать не только получение знаний, но и приобретение актуальных умений и навыков [1, 3-6] выполнения рутинных манипуляций с патогенными биологическими агентами (ПБА) или принятия решений и действий при возможных нештатных ситуациях. Приоритетность данного подхода к подготовке специалистов для работ с ПБА определена в Протоколе рабочего совещания руководителей противочумных учреждений Роспотребнадзора по итогам работы в 2015 г. и задачах на 2016 г. (7-8 апреля 2016 г., Москва). Кроме того, обозначена необходимость обучения сотрудников не только органов и организаций Роспотребнадзора, но и медицинских организаций других министерств и ведомств по вопросам лабораторной диагностики опасных и природно-очаговых инфекционных болезней.

Оптимальной формой ДПО для работников являются выездные курсы повышения квалификации, которые проводят на базе учреждения, заказывающего обучение (заказчик). Однако эффективность реализации учебных программ на выездных курсах зависит от грамотной организации учебного процесса - выбора тем, формы проведения занятий (лекции, семинары, практические занятия) и их сочетания.

Цель - внедрение современных технологий в организацию и проведение выездных курсов повышения квалификации специалистов в области эпидемиологии, лабораторной диагностики и профилактики инфекционных болезней.

Материал и методы

Использован аналитический метод изучения законодательных, нормативных, методических документов, публикаций в области применения электронных и дистанционных технологий при организации и проведении курсов повышения квалификации специалистов.

Результаты и обсуждение

Непрерывный процесс обучения специалистов на последипломном уровне осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов, указов Президента РФ, приказов Минздрава России, санитарных правил [2, 5-9]. Существенная роль в повышении качества послевузовского обучения специалистов принадлежит образовательным стандартам профессиональной подготовки [10, 11], включающим блоки и модули с учетом квалификационных характеристик специалиста, перечня конкретных практических навыков и умений, необходимых врачу-эпидемиологу, врачу-бактериологу, лаборанту в современных условиях. Разработка образовательных стандартов и программ ДПО для эпидемиологов, бактериологов, лаборантов позволила решить проблему стандартизации последипломного образования (цели и задачи подготовки, продолжительность обучения, состав слушателей и содержание). Вместе с тем стандарты при всей значимости - всего лишь форма, которую надо наполнить конкретным содержанием, предусмотрев активное участие слушателей курсов в учебном процессе, возможность самоподготовки, оценку уровня подготовки (усвоения материала) с помощью тестовых заданий и ситуационных задач. Однако по-прежнему сохраняется проблема совершенствования технологий обучения [12-14].

В связи с меняющимися условиями жизни общества, требованиями к специалистам, участвующим в эпидемиологическом надзоре за инфекционными болезнями, включая лабораторную диагностику и профилактику, и переходом на систему непрерывного медицинского образования особое значение приобретает внедрение в традиционный процесс обучения новых технологий - электронного и дистанционного методов обучения [4-6, 13-19].

В настоящее время профессиональное образование эпидемиологов, бактериологов и лаборантов имеет несколько уровней [1, 9]. Первый уровень заключается в получении высшего и среднего профессионального образования. Второй уровень - это послевузовское профессиональное образование в аспирантуре, ординатуре, докторантуре. Третий уровень - это ДПО, которое реализуется как в высших и средних учебных заведениях, так и в научных организациях.

ДПО специалистов, участвующих в организации и проведении эпидемиологического надзора и контроля за особо опасными инфекциями (ООИ), в Российской Федерации осуществляют на базе 6 противочумных учреждений, ФБУН "Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии" и ФБУН "Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор"" Роспотребнадзора.

ФКУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб"" Роспотребнадзора (ФКУЗ Рос-НИПЧИ "Микроб"") обладает большим опытом (более 95 лет) подготовки специалистов для работы с возбудителями ООИ, имеет бессрочную лицензию на образовательную деятельность по подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре и ДПО. Организацию и обучение по программам ДПО, включая выездные курсы, осуществляют научные сотрудники специализированного подразделения - отдела образовательных программ и подготовки специалистов. Отдел укомплектован кадрами, которые имеют высшее медицинское или биологическое образование, прошли научную (некоторые и педагогическую) подготовку, участвовали в ликвидации очагов ООИ на территории России и Республики Армения, обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия в Республике Крым и при проведении ряда массовых спортивных мероприятий. Процесс подготовки работников противочумных учреждений для преподавательской деятельности специализированный и довольно длительный (минимум 5-7 лет), что определяет их уникальность.

Материально-техническое оснащение отдела позволяет проводить обучение на современном методическом уровне и соблюдать в полном объеме биологическую безопасность. Наличие в институте функционирующей электронной информационно-образовательной среды (электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий и технологических средств, которые обеспечивают освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения) [13-15], оборудованного лекционного зала и компьютерного класса обеспечивает использование электронного и дистанционного обучения [12, 14, 17, 19].

В реализации учебных программ, включая выездные курсы, принимают участие ведущие специалисты других подразделений института, многие из них имеют не только высокую профессиональную и научную подготовку, но и опыт практической работы в очагах ООИ, при локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия при подготовке и проведении массовых спортивных, политических, религиозных мероприятий. Они также являются соавторами основных нормативно-методических документов по санитарной охране территории страны и лабораторной диагностике опасных и особо опасных инфекций.

Программы ДПО разработаны сотрудниками института на основе Федерального стандарта, согласованы с Федеральной службой Роспотребнадзора (письмо от 14.10.2013 № 01/11775-13-26) и соответствуют актуальной санитарно-эпидемической обстановке на территории России и в мире. При организации выездных курсов тематику обучения согласовывают с заказчиком, учитывая направления деятельности организации и должностные обязанности профессиональных групп работников.

Таким образом, современная материально-техническая и методическая база, а также квалифицированный преподавательский состав позволяют активно осуществлять подготовку специалистов на базе ФКУЗ "РосНИПЧИ "Микроб"".

Вместе с тем в последние годы существенно возросла потребность в выездных курсах, что обусловило необходимость совершенствования организации обучающего процесса.

Специалистами ФКУЗ "РосНИПЧИ "Микроб"" в 2016-2019 гг. на территории страны проведено 19 выездных курсов. При разработке учебных программ руководствовались следующими критериями:

■ форма обучения очно-заочная с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [14];

■ для самоподготовки в ходе заочной части слушатели курсов ДПО работают с выделенными для каждого из них электронными учебно-методическими пособиями, в том числе проходят тематический тестовый контроль для контроля уровня знаний;

■ в рамках очной части слушатели рассматривают актуальные проблемы специальности (лекции, семинары) и проходят практические занятия (решение ситуационных эпидемиологических и бактериологических задач, совершенствование умений и навыков выполнения отдельных операционных процедур), а также промежуточный контроль знаний (экзамен).

Одним из необходимых условий реализации подобных учебных программ является наличие электронных образовательных ресурсов. Для этих целей специалистами ФКУЗ "РосНИПЧИ "Микроб"" в рамках выполнения распоряжения Правительства Российской Федерации по поддержке внедрения и реализации Международных медико-санитарных правил (2005) в государствах - участниках СНГ (от 07.10.2014 № 1965-р) был разработан электронный учебно-методический комплекс "Актуальные особо опасные инфекционные болезни", включающий 10 электронных учебно-методических пособий, в том числе по вопросам эпидемиологии, микробиологии, лабораторной диагностики чумы, холеры, сибирской язвы, туляремии, бруцеллеза, а также по заражению и вскрытию лабораторных животных, стандартным операционным процедурам в микробиологической лаборатории, работе в боксах микробиологической безопасности, ликвидации аварий при работе с ПБА, забору и упаковке материала для транспортирования в лабораторию.

Электронное учебно-методическое пособие (ЭУМП) - это электронное издание, частично или полностью заменяющее либо дополняющее учебник [12-16].

Каждое ЭУМП предоставляет информацию в соответствии с действующими по данному направлению национальными законодательными и нормативно-методическими документами, в том числе требованиями санитарно-эпидемиологических правил [7, 8].

В структуре ЭУМП предусмотрены следующие разделы:

■ цели создания и перечень профессиональных компетенций, на приобретение которых направлено применение данного пособия;

■ нормативно-методическая база - действующие полнотекстовые законодательные документы, подзаконные акты, нормативные и методические документы по теме ЭУМП;

■ интерактивная коллекция, в которую входят мультимедийные материалы: фото-, аудио-, видеоролики (учебные фильмы), 2D- и 30-анимация, сопровождающая изложение каждой темы в ЭУМП;

■ практическая часть, включающая цели и планы проведения практических занятий, а также необходимое лабораторное оборудование и посуду, питательные среды, диагностические препараты, лабораторных животных, дезинфицирующие средства, средства индивидуальной защиты и расходные материалы;

■ контрольно-измерительные материалы для проведения тестового контроля, состоящие из: 1) тестовых заданий к каждому практическому занятию, включающих не менее чем 10 вопросов; 2) итогового теста - для контроля полученных знаний в рамках всего ЭУМП.

Таким образом, технология обучения с использованием ЭУМП при заочной самоподготовке дает возможность слушателям курсов многократно (до полного усвоения) индивидуально изучать материалы назначенных пособий, а преподавателям оценить результаты дистанционного контроля уровня подготовки.

Образовательный процесс выездных курсов проходил следующим образом. В заочную часть было вынесено изучение вопросов:

1) общей микробиологии, генетики, иммунологии, эпидемиологии;

2) частной микробиологии и эпидемиологии с использованием ЭУМП, касающихся возбудителей актуальных природно-очаговых болезней (холеры, чумы, сибирской язвы); забора, упаковки и транспортирования инфицированного биологического материала; стандартных операционных процедур проведения микробиологических исследований; заражения и вскрытия лабораторных животных;

Для лучшего освоения ЭУМП назначали дифференцированно с учетом специальности слушателя (эпидемиолог, бактериолог, лаборант) и индивидуально, ориентируясь на выполняемые должностные обязанности и проводимые методы исследования. Например, ЭУМП "Заражение и вскрытие лабораторных животных" назначали только лаборантам и бактериологам, осуществляющим данные манипуляции, а в ЭУМП "Стандартные операционные процедуры проведения микробиологических исследований" из 17 процедур врачам-эпидемиологам назначали только 4, бактериологам и лаборантам - от 10 до 17;

3) биобезопасности работ с ПБА с использованием ЭУМП "Работа в боксах микробиологической безопасности" и "Ликвидация аварий при работе с ПБА".

Самоподготовку завершали обязательным дистанционным тестовым контролем по индивидуально назначенным ЭУМП. Для контроля уровня знаний по общей микробиологии, генетике, иммунологии, эпидемиологии разработано специализированное тестовое задание, включающее более 60 вопросов.

Тестовый контроль состоит из базы данных, содержащих вопросы, варианты ответов, а также модуля для обработки результатов тестирования, которые отражают затем в электронном журнале. Тестовые задания имеют различные уровни сложности. Обработка результатов автоматизирована. В используемые ЭУМП заложена система документирования результатов тестирования.

Тестовый контроль позволил оценить уровень знаний каждого слушателя, выделить темы, вызывающие затруднения, и вынести их для обсуждения в рамках очной части курсов.

Несмотря на современные тенденции в образовании при проведении курсов повышения квалификации, включая выездные, необходимо учитывать, что одной из основных целей подготовки специалистов для работы с возбудителями ООИ является совершенствование умений и навыков безопасной работы с реальными штаммами патогенных микроорганизмов и оценка их уровня. Это можно осуществить только на очных практических занятиях в процессе решения ситуационных задач.

Опыт проведения выездных курсов продемонстрировал эффективность использования в качестве ситуационных задач учебных фильмов по отбору, упаковке ПБА; приему и разбору материала, доставленного в лабораторию на исследование; надеванию и снятию средств индивидуальной защиты; ликвидации разных видов аварий с ПБА; выполнению отдельных рутинных стандартных операционных процедур в микробиологической лаборатории и др.

Таким образом, остается необходимость очного изучения некоторых разделов и вопросов программ, актуальных в соответствии с направлениями деятельности учреждения-заказчика и для совершенствования знаний, умений и навыков безопасной работы с ПБА. Для совершенствования организации и проведения очной части выездных курсов целесообразно внедрение вебинаров. Адекватное сочетание заочной самоподготовки и очных занятий повышает эффективность обучения.

Предложенная форма обучения в рамках выездных курсов ДПО позволяет существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации обучения эпидемиологов, бактериологов, лаборантов; повысить активность самоподготовки в рамках заочного этапа; сделать учебный процесс гибким, продуктивным, творческим, а также экономичным за счет оптимизации очной и заочной частей обучения слушателей из других городов и регионов. Реализация программ ДПО с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий обеспечивает получение современных профессиональных знаний, умений, навыков и позволяет перейти к системе непрерывного медицинского образования. Одной из актуальных задач для развития дистанционного образования является разработка педагогических средств: учебников, практикумов, фонда оценочных средств.

Конфликт интересов. Авторы подтверждают отсутствие конфликта финансовых/нефинансовых интересов, связанных с написанием статьи.

Литература

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018). URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027

3. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу: указ Президента РФ от 11.03.2019 № 97

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319787/

4. Духнич Ю. Обучение на протяжении всей жизни.

5. Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций: приказ Минздрава России от 11.11.2013 № 837.

6. Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов: приказ Минздрава России от 22.12.2017 № 1043н.

7. Безопасность работ с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности): санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.3118-13 // Бюл. норм. и метод. докум. Госсанэпиднадзора. 2013. № 3 (13). С. 95-115. URL: https://rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=3552

8. Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней: санитарноэпидемиологические правила СП 1.3.2322-08. М. : Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. 75 с.

9. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

10. Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности № 040308 "эпидемиология". М., 07.12.2000. URL: https://pandia.ru/439421/

11. Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности № 040301 "Бактериология". М., 02.03.2001. URL: http://medznate.ru/docs/index-53265.html?page=5

12. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Электронный журнал Cloud of Science. 2013. № 1. С. 14-20.

13. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2003. 192 с.

14. Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ: письмо Минобрнауки России № 06-381 от 10.04.2014.

15. Вымятин В.М. Информационно-технологическое обеспечение ДО // Открытое и дистанционное образование. 2000. № 1. C. 18-28.

16. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 10-12.

17. Лазарев В., Овсянников В. Концепция дистанционного образования // Новые знания. 1997. № 2. С. 40-42.

18. Саливан Д. Непрерывное обучение как единственно важная компетенция.

19. Малюкова ТА., Тихомирова Л.А., Попов Ю.А. Использование информационных технологий при подготовке специалистов для работ с патогенными биологическими агентами // Пробл. особо опасных инфекций. 2017. № 3. С. 63-67.


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»