Анализ состояния системы здравоохранения и специальности "инфекционные болезни" выявил ряд нерешенных проблем: смертность от инфекционных заболеваний в России в 2,6 раза выше, чем в странах Евросоюза, и в 1,6 раза выше, чем в Российской Федерации в 1990-е гг.; в 1,2 раза снизился уровень обеспеченности врачами-инфекционистами и в 2,1 раза уменьшился коечный фонд [1].
Основными направлениями решения данных проблем являются сохранение специальности "инфекционные болезни", совершенствование системы непрерывного медицинского образования (НМО) с созданием национальной системы аккредитации медицинских работников. Для решения поставленных задач требуется систематическая и регулярная коррекция образовательных программ с широким внедрением инновационных педагогических технологий, в том числе дистанционного дискретного модульного образования как составного элемента НМО [2, 3].
В условиях развития системы НМО есть ряд основных задач, реализуемых вузом:
■ качественное образование с использованием инновационных образовательных программ, авторских разработок, привлечение высокопрофессионального преподавательского коллектива;
■ формирование у обучающихся информационной культуры, под которой понимают умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные технологии;
■ системно-информационный подход к обучению: обучающиеся выстраивают информационную модель мира - целостную систему знаний, развивают системное мышление, что является основой для наблюдения и понимания комплексных, многослойных процессов в окружающем мире;
■ развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала обучающихся, их коммуникативных способностей с использованием для этого богатейшего арсенала компьютерных технологий [4].
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в редакции от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" акцентирует внимание на том, что содержание знаний, умений, навыков должно соотноситься с необходимостью применения их в повседневной жизни - это условие мотивации самостоятельного получения образования [5]. Кроме того, согласно п. 2 ст. 16 данного Закона: "Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ" [6].
Для становления личности и ее социализации, особенно культурной, общественной, профессиональной, важно использовать максимально широкий набор методов и средств из арсенала современных образовательных технологий. При этом информационное обеспечение учебного процесса является одним из ключевых элементов эффективной образовательной системы. Именно поэтому выделение информационно-образовательного пространства или информационно-образовательной среды как необходимого компонента любой образовательной организации в настоящее время становится необходимым условием качественной организации учебного процесса в вузе [7].
Известно, что лекция выполняет не только обучающую, но и контролирующую и консультационную функции [8]. Доказано, что лишь услышанное усваивается в объеме 12% информации, увиденное повышает уровень усвоения информации до 25%, а объединение услышанного и увиденного в видеолекции повышает объем усвоения информации до 70% [9].
Учебная видеолекция - это не просто запись обычной аудиторной лекции, это специально подготовленная учебная видеозапись, снабженная, помимо учебной аудиоинформации, необходимыми для улучшения восприятия таблицами, схемами, диаграммами, иллюстрациями, а также разнообразными видеоматериалами [10].
Видеолекция является разновидностью лекции как вида учебного процесса, представленной в форме видеоматериала, который можно просматривать на экране персонального или планшетного компьютера, смартфона, мультимедийного проектора и прочих электронных устройств. Можно выделить ряд особенностей, выгодно отличающих видеолекции, и связанный с ними положительный педагогический эффект на врача/студента (табл. 1).
Однако учебная видеолекция не является полностью самодостаточным видом учебного процесса, она требует использования дополнительных образовательных технологий, способных повысить мотивацию обучающихся и степень усвоения учебного материала [11].
Цель работы - повышение эффективности НМО на кафедре инфекционных болезней с использованием технологий дистанционного обучения.
На кафедре инфекционных болезней ФГБОУ ВО "ЮжноУральский государственный медицинский университет" Минздрава России (ЮУГМУ) для повышения качества и эффективности образовательного процесса разработан и внедрен в учебную практику метод "расширенные видеолекции" (условное название - РАВИЛ).
Материал и методы
Исходным материалом для разработки метода РАВИЛ послужили лекции, доклады, выступления преподавателей кафедры инфекционных болезней ЮУГМУ, практикующих врачей на конференциях и студентов, занимающихся научно-исследовательской работой на кафедре в студенческом научном кружке.
На основе исходного (первичного) материала методом РАВИЛ созданы 3 модуля, причем каждый из них нацелен на решение определенной задачи в рамках единого образовательного процесса.
1-й модуль обучения представлен видео- и аудиолекциями, слайдами и тезисами. Основная функция данного модуля - воздействие одновременно на различные анализаторы чувственного восприятия (зрение, слух) с целью повышения эффективности усвоения информации.
2-й модуль контроля состоит из контрольных вопросов и тестовых заданий по материалам лекции. Основная функция данного модуля - оценка эффективности усвоения новых знаний.
3-й модуль обратной связи представлен форумом и комментариями. Его основная задача - формирование обратной связи и диалога между обучающимся и педагогом.
Модульная структура метода РАВИЛ представлена на рис. 1.
Метод РАВИЛ может быть представлен как коммуникативное звено между участниками образовательного процесса (рис. 2).
Результаты и обсуждение
На кафедре инфекционных болезней ЮУГМУ был разработан и внедрен метод РАВИЛ, доступный на интернет-ресурсе http://видеолекции-инфекции.рф [12].
Метод направлен на повышение эффективности дистанционного дискретного модульного образования как составного элемента НМО с использованием технологий дистанционного обучения.
Преимущества расширенных видеолекций представлены в табл. 2.
Таким образом, реформа современного образования связана с бурным развитием информационных, виртуальных и коммуникационных технологий, ориентирована на сокращение аудиторного периода обучения студентов, изменение содержания образования, углубление знаний учащихся, расширение их кругозора. В рамках модернизации образования неизбежна новая форма обучения, отвечающая всем требованиям, предъявляемым к инновационному образованию, основанная на использовании ресурсов Интернета: видеотехнологий, современного мультимедийного интерактивного оборудования и обеспечивающая эффективность реализации основных образовательных программ [13].
Среди достоинств метода РАВИЛ можно отметить системное, многогранное и последовательное представление образовательной информации, а также наличие инструментов контроля и обратной связи с обучающимися, что, в свою очередь, позволяет создать множественные устойчивые связи между источником информации и ее реципиентом.
Разработанный на кафедре инфекционных болезней ЮУГМУ метод РАВИЛ, реализованный на интернет-ресурсе http://видеолекции-инфекции.рф, повышает эффективность дистанционного дискретного модульного образования как составного элемента непрерывного медицинского образования по специальности "инфекционные болезни".
Выводы
1. Внедрение метода РАВИЛ позволяет повысить эффективность и доступность НМО для широкой медицинской аудитории (врачи, интерны, ординаторы, студенты, преподаватели).
2. Метод РАВИЛ дает дополнительные возможности для врачей-специалистов, интернов и ординаторов совершенствовать и систематизировать свои знания и навыки по специальности "инфекционные болезни".
3. Студенты получают возможность повысить уровень подготовленности к занятиям, зачету или экзамену и приобрести навыки публичного выступления.
4. Преподаватели, начинающие свою педагогическую деятельность, с помощью метода РАВИЛ смогут повысить свой профессиональный уровень.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин Е.И., Ананьев В.Ю., Федорова С.Ю. Инфекционная заболеваемость: некоторые теоретические и практические обобщения // Здоровье населения и среда обитания. 2011. № 1. С. 27-30.
2. Мартынов Ю.В., Кулагина М.Г. Развитие непрерывного медицинского образования по дисциплине "инфекционные болезни" // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2013. № 4. С. 11-14.
3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Специальность "инфекционные болезни": от анализа проблем к решениям // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2015. № 1 (10). С. 4-9.
4. Бояркина Л.А., Ледак Л.П. Инновационные информационные технологии обучения как средство формирования профессионализма преподавателя // Пробл. и перспективы развития образования в России. 2014. № 31. С. 40-44.
5. Ратникова Л.И. Мотивация практикующего врача к непрерывному медицинскому образованию // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2014. № 1. С. 9-11.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182943;div=LAW;dst=100264,0 ;rnd=180312.36242660065181553 (дата обращения: 16.11.2015)
7. Шабалин Ю.Е. Учебный процесс в информационно-образовательной среде образовательного учреждения: аспект средств обучения // Совет ректоров. 2014. № 1. С. 53-63.
8. Разумова Н.А. Видеолекции и вебинары в системе дистанционного обучения // Вестн. Нижневартов. гос. ун-та. 2013. № 1. С. 69-70.
9. Конашенко В.И. Применение скринкастов в процессе изучения физики // Системы компьютерной математики и их приложения. 2015. № 16. С. 251-252.
10. Шалыгина И.В., Шабалин Ю.Е. Дидактика учебных видеолекций // Информация и образование: границы коммуникаций. 2012. Т. 4, № 12. С. 223-230.
11. Шабалин Ю.Е. Создание учебных видеолекций как дидактическая проблема // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 5. С. 162-169.
12. URL: http://видеолекции-инфекции.рф
13. Капустина Г.Г., Швец Н.Л. Применение видеолекций в современном образовании // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 3 (15). С. 15.