Расширенные видеолекции как метод повышения эффективности непрерывного медицинского образования по специальности "инфекционные болезни"*

Резюме

В настоящее время актуальной задачей является совершенствование системы непрерывного медицинского образования по специальности "инфекционные болезни". На кафедре инфекционных болезней Южно-Уральского государственного медицинского университета разработан и внедрен метод расширенных видеолекций (РАВИЛ), доступный на интернет-ресурсе http://видеолекции-инфекции.рф, как инновационная модель реализации образовательного процесса.
Данный метод обучения позволяет повысить эффективность дистанционного дискретного модульного образования как составного элемента непрерывного медицинского образования с использованием технологий дистанционного обучения.

Ключевые слова:инновационная технология, видеолекция, расширенная видеолекция (РАВИЛ), дистанционное образование

* Материал статьи доложен и обсужден на выездном заседании УМК по инфекционным болезням в Сочи 2 ноября 2016 г.
Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2016. № 4. С. 24-28.

Анализ состояния системы здравоохранения и специ­альности "инфекционные болезни" выявил ряд нере­шенных проблем: смертность от инфекционных заболеваний в России в 2,6 раза выше, чем в странах Евросоюза, и в 1,6 раза выше, чем в Российской Федерации в 1990-е гг.; в 1,2 раза снизился уровень обеспеченности врачами-инфекционистами и в 2,1 раза уменьшился коечный фонд [1].

Основными направлениями решения данных проблем являются сохранение специальности "инфекционные бо­лезни", совершенствование системы непрерывного меди­цинского образования (НМО) с созданием национальной си­стемы аккредитации медицинских работников. Для решения поставленных задач требуется систематическая и регуляр­ная коррекция образовательных программ с широким внедрением инновационных педагогических технологий, в том числе дистанционного дискретного модульного образования как составного элемента НМО [2, 3].

В условиях развития системы НМО есть ряд основных за­дач, реализуемых вузом:

качественное образование с использованием инно­вационных образовательных программ, авторских разработок, привлечение высокопрофессионального преподавательского коллектива;

формирование у обучающихся информационной культуры, под которой понимают умение целенаправ­ленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные тех­нологии;

системно-информационный подход к обучению: об­учающиеся выстраивают информационную модель мира - целостную систему знаний, развивают системное мышление, что является основой для наблюдения и понимания комплексных, многослойных процессов в окружающем мире;

развитие логического мышления, творческого и по­знавательного потенциала обучающихся, их ком­муникативных способностей с использованием для этого богатейшего арсенала компьютерных техно­логий [4].

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в редак­ции от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федера­ции" акцентирует внимание на том, что содержание знаний, умений, навыков должно соотноситься с необходимостью применения их в повседневной жизни - это условие мо­тивации самостоятельного получения образования [5]. Кроме того, согласно п. 2 ст. 16 данного Закона: "Органи­зации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образова­тельных программ" [6].

Для становления личности и ее социализации, осо­бенно культурной, общественной, профессиональной, важно использовать максимально широкий набор методов и средств из арсенала современных образователь­ных технологий. При этом информационное обеспечение учебного процесса является одним из ключевых элементов эффективной образовательной системы. Именно по­этому выделение информационно-образовательного про­странства или информационно-образовательной среды как необходимого компонента любой образовательной организации в настоящее время становится необходимым условием качественной организации учебного процесса в вузе [7].

Известно, что лекция выполняет не только обучающую, но и контролирующую и консультационную функции [8]. Доказано, что лишь услышанное усваивается в объеме 12% информации, увиденное повышает уровень усвоения ин­формации до 25%, а объединение услышанного и увиден­ного в видеолекции повышает объем усвоения информации до 70% [9].

Учебная видеолекция - это не просто запись обычной аудиторной лекции, это специально подготовленная учебная видеозапись, снабженная, помимо учебной аудиоинформа­ции, необходимыми для улучшения восприятия таблицами, схемами, диаграммами, иллюстрациями, а также разнообраз­ными видеоматериалами [10].

Видеолекция является разновидностью лекции как вида учебного процесса, представленной в форме видео­материала, который можно просматривать на экране пер­сонального или планшетного компьютера, смартфона, муль­тимедийного проектора и прочих электронных устройств. Можно выделить ряд особенностей, выгодно отличающих видеолекции, и связанный с ними положительный педаго­гический эффект на врача/студента (табл. 1).

Однако учебная видеолекция не является полностью самодостаточным видом учебного процесса, она требует ис­пользования дополнительных образовательных технологий, способных повысить мотивацию обучающихся и степень ус­воения учебного материала [11].

Цель работы - повышение эффективности НМО на кафе­дре инфекционных болезней с использованием технологий дистанционного обучения.

На кафедре инфекционных болезней ФГБОУ ВО "Южно­Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России (ЮУГМУ) для повышения качества и эф­фективности образовательного процесса разработан и вне­дрен в учебную практику метод "расширенные видеолек­ции" (условное название - РАВИЛ).

Материал и методы

Исходным материалом для разработки метода РАВИЛ по­служили лекции, доклады, выступления преподавателей кафе­дры инфекционных болезней ЮУГМУ, практикующих врачей на конференциях и студентов, занимающихся научно-исследова­тельской работой на кафедре в студенческом научном кружке.

На основе исходного (первичного) материала методом РАВИЛ созданы 3 модуля, причем каждый из них нацелен на решение определенной задачи в рамках единого образова­тельного процесса.

1-й модуль обучения представлен видео- и аудиолекциями, слайдами и тезисами. Основная функция данного модуля - воздействие одновременно на различные анализа­торы чувственного восприятия (зрение, слух) с целью повы­шения эффективности усвоения информации.

2-й модуль контроля состоит из контрольных вопросов и тестовых заданий по материалам лекции. Основная функ­ция данного модуля - оценка эффективности усвоения но­вых знаний.

3-й модуль обратной связи представлен форумом и комментариями. Его основная задача - формирование об­ратной связи и диалога между обучающимся и педагогом.

Модульная структура метода РАВИЛ представлена на рис. 1.

Метод РАВИЛ может быть представлен как коммуника­тивное звено между участниками образовательного про­цесса (рис. 2).

Результаты и обсуждение

На кафедре инфекционных болезней ЮУГМУ был раз­работан и внедрен метод РАВИЛ, доступный на интернет-ре­сурсе http://видеолекции-инфекции.рф [12].

Метод направлен на повышение эффективности дистан­ционного дискретного модульного образования как состав­ного элемента НМО с использованием технологий дистанци­онного обучения.

Преимущества расширенных видеолекций представлены в табл. 2.

Таким образом, реформа современного образования свя­зана с бурным развитием информационных, виртуальных и коммуникационных технологий, ориентирована на сокра­щение аудиторного периода обучения студентов, изменение содержания образования, углубление знаний учащихся, рас­ширение их кругозора. В рамках модернизации образования неизбежна новая форма обучения, отвечающая всем требо­ваниям, предъявляемым к инновационному образованию, основанная на использовании ресурсов Интернета: видеотехнологий, современного мультимедийного интерактивного оборудования и обеспечивающая эффективность реализа­ции основных образовательных программ [13].

Среди достоинств метода РАВИЛ можно отметить систем­ное, многогранное и последовательное представление об­разовательной информации, а также наличие инструментов контроля и обратной связи с обучающимися, что, в свою оче­редь, позволяет создать множественные устойчивые связи между источником информации и ее реципиентом.

Разработанный на кафедре инфекционных болезней ЮУГМУ метод РАВИЛ, реализованный на интернет-ре­сурсе http://видеолекции-инфекции.рф, повышает эф­фективность дистанционного дискретного модульного образования как составного элемента непрерывного меди­цинского образования по специальности "инфекционные бо­лезни".

Выводы

1. Внедрение метода РАВИЛ позволяет повысить эф­фективность и доступность НМО для широкой медицинской аудитории (врачи, интерны, ординаторы, студенты, препода­ватели).

2. Метод РАВИЛ дает дополнительные возможности для врачей-специалистов, интернов и ординаторов совершен­ствовать и систематизировать свои знания и навыки по спе­циальности "инфекционные болезни".

3. Студенты получают возможность повысить уровень подготовленности к занятиям, зачету или экзамену и приоб­рести навыки публичного выступления.

4. Преподаватели, начинающие свою педагогическую деятельность, с помощью метода РАВИЛ смогут повысить свой профессиональный уровень.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин Е.И., Ананьев В.Ю., Федорова С.Ю. Инфекционная за­болеваемость: некоторые теоретические и практические обобщения // Здоровье населения и среда обитания. 2011. № 1. С. 27-30.

2. Мартынов Ю.В., Кулагина М.Г. Развитие непрерывного меди­цинского образования по дисциплине "инфекционные болезни" // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2013. № 4. С. 11-14.

3. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Специальность "инфекционные бо­лезни": от анализа проблем к решениям // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2015. № 1 (10). С. 4-9.

4. Бояркина Л.А., Ледак Л.П. Инновационные информационные тех­нологии обучения как средство формирования профессионализма пре­подавателя // Пробл. и перспективы развития образования в России. 2014. № 31. С. 40-44.

5. Ратникова Л.И. Мотивация практикующего врача к непрерыв­ному медицинскому образованию // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2014. № 1. С. 9-11.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182943;div=LAW;dst=100264,0 ;rnd=180312.36242660065181553 (дата обращения: 16.11.2015)

7. Шабалин Ю.Е. Учебный процесс в информационно-образова­тельной среде образовательного учреждения: аспект средств обу­чения // Совет ректоров. 2014. № 1. С. 53-63.

8. Разумова Н.А. Видеолекции и вебинары в системе дистан­ционного обучения // Вестн. Нижневартов. гос. ун-та. 2013. № 1. С. 69-70.

9. Конашенко В.И. Применение скринкастов в процессе изучения физики // Системы компьютерной математики и их приложения. 2015. № 16. С. 251-252.

10. Шалыгина И.В., Шабалин Ю.Е. Дидактика учебных видеолекций // Информация и образование: границы коммуникаций. 2012. Т. 4, № 12. С. 223-230.

11. Шабалин Ю.Е. Создание учебных видеолекций как дидактиче­ская проблема // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 5. С. 162-169.

12. URL: http://видеолекции-инфекции.рф

13. Капустина Г.Г., Швец Н.Л. Применение видеолекций в совре­менном образовании // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 3 (15). С. 15.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Горелов Александр Васильевич
Академик РАН, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии НОИ «Высшая школа клинической медицины им. Н.А. Семашко» ФГБОУ ВО «Российский университет медицины» Минздрава России, профессор кафедры детских болезней Клинического института детского здоровья им. Н.Ф. Филатова ФГАОУ ВО Первый МГМУ им И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), заместитель директора по научной работе ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора (Москва, Российская Федерация)

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»